• Научная статья
  • 22 июля 2024
  • Открытый доступ

Признаки сгенерированного текста в академическом дискурсе: проблема идентификации

Аннотация

Современный этап развития академического дискурса характеризуется значительными трансформациями, связанными с внедрением искусственного интеллекта (ИИ). Лицо «академического дискурса» меняется, что требует анализа и идентификации релевантной социально-коммуникативной деятельности в рамках дискурса. Появилась необходимость критического осмысления взаимодействия человека и ИИ в рамках академического взаимодействия, а именно с точки зрения экспертной идентификации сгенерированного текста по языковым признакам. Цель исследования – выявить языковые признаки сгенерированного русскоязычного текста в академическом дискурсе для идентификации устных и письменных академических текстов. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на базе библиометрических показателей представлен комплексный перечень признаков сгенерированного русскоязычного академического текста, полученный в результате анализа отечественных теоретических и экспериментальных исследований (авторский эксперимент с нейросетью с заданным промптом). Результаты исследования позволяют продемонстрировать языковые маркеры русскоязычного сгенерированного текста в рамках академического дискурса на данном синхронном языковом срезе.

Источники

  1. Айдагулова А. Р. Особенности текстов, сгенерированных искусственным интеллектом // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. № 4 (72).
  2. Афанасьев Н. Д., Васильева А. А. Академический дискурс как основа формирования академической грамотности студента-международника // Przegląd Rusycystyczny. 2023. № 1 (181).
  3. Безуглый Т. А., Ершова М. Е. Использование текстовых нейросетей и искусственного интеллекта в учебных работах студентов // Проблемы современного образования. 2023. № 5.
  4. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 10. https://e-koncept.ru/2023/231099.htm
  5. Кононенко А. П. Популяризация чат-ботов в лингвистическом и методическом аспектах // Преподаватель высшей школы в ХХI веке. Труды 20-й Юбилейной международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023.
  6. Короткина И. Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации // Научный редактор и издатель. 2017. Т. 2. № 1. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2017-1-8-13
  7. Стеблецова А. О. Академический дискурс в западных исследованиях на рубеже XX–XXI вв.: эволюция направлений и концепций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2020. Т. 19. № 5. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.1
  8. Сысоев П. В., Филатов Е. М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301
  9. Тактарова А. В. Амбивалентный характер оценивания образовательного процесса высшей школы периода COVID-19 в динамике (на примере прагмалингвистического опроса студентов) // Тактарова А. В., Черкасова М. Н. // Современные исследования социальных проблем. 2022. Т. 14. № 3.
  10. Тельпов Р. Е., Ларцина С. В. Типовые различия естественных и сгенерированных нейронной сетью текстов в квантитативном аспекте // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 7. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-7-47-65
  11. Туркулец И. А. Композиционные особенности текстов, сгенерированных chatgpt, как маркер несамостоятельности выполнения работ студентами // Правовая реальность в условиях цифровизации общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Хабаровск, 9-11 ноября 2023 г.). Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2023.
  12. Черкасова Е. А. Комплекс команд по выполнению упражнений и заданий в рамках обучения грамматике английского языка студентов технических вузов посредством чат-бота ChatGPT // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 5. https://doi.org/10.30853/phil20240236
  13. Шефиева Э. Ш., Бессарабова О. Н. Обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза как технология развития критического мышления (возможности и ограничения в условиях цифровизации) // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 2 (174).
  14. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice / Green B., Beavis C. (Eds.). Camberwell, Victoria: Australian Council for Educational Research (ACER), 2012.

Информация об авторах

Черкасова Марина Николаевна

к. филол. н.

Ростовский государственный университет путей сообщения

Тактарова Анна Валерьевна

к. филол. н.

Ростовский государственный университет путей сообщения

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 июня 2024.
  • Опубликована: 22 июля 2024.

Ключевые слова

  • сгенерированный текст
  • академический текст
  • идентификация текста
  • нейросеть
  • академический дискурс
  • generated text
  • academic text
  • identification of the text
  • neural networks
  • ChatGPT
  • academic discourse

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)