• Научная статья
  • 22 июля 2024
  • Открытый доступ

Трансформация женских образов в драматургии XX в. на примере пьес А. Симукова

Аннотация

Цель исследования – показать, как менялся женский образ в драматургии XX в. на примере творчества советского драматурга, сценариста мультипликационных фильмов и кинокартин, преподавателя Литературного института имени А. М. Горького и литературного учителя А. Вампилова А. Симукова, чьи годы творчества охватывают более полувека. В статье через систему сквозных и архетипических образов проводится историко-литературный экскурс, раскрывающий предпосылки к созданию образа новой женщины в послереволюционный период и его последующее развитие. Отдельное внимание уделяется авторскому стилю А. Симукова и его вкладу в развитие женских образов в советской драматургии. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые были комплексно изучены пьесы А. Симукова разных лет, посвященные женскому вопросу, и открыто для читателя, что драматург, начиная с первых произведений, поместил в пространство комедии героиню демиургического типа и постарался очеловечить ее. Результаты исследования показывают, что А. Симуков отразил в своем творчестве изменения, произошедшие в связи с женским вопросом в общественном сознании, а в психологизации образов во многом явился предтечей драматургов новой волны.

Источники

  1. Бегунов В. Любовь – мера свободы. «Фабричная девчонка» А. Володина в Центре драматургии и режиссуры // Современная драматургия. 2020. № 2. https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2020-2/8441?ysclid=ltx0g9hrez104449566
  2. Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
  3. Дашевская О. А. Типология женских образов в драматургии 1930-х годов и становление психологической драмы // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2009. № 10.
  4. Карпова Т. Н. Женская драматургия периода застоя в аспекте гендерного диалога // Манускрипт. 2016. № 5 (67).
  5. Михайлова М. В., Назарова А. В. «Новая женщина» или «сверхженщина»? Проект Серебряного века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 3.
  6. Мицюк Н. А. Типы российских дворянок начала XX в. по отношению к собственной фертильности и материнству // Женщина в российском обществе. 2014. № 2 (71).
  7. Розов В. С., Коростылев В. Н., Кучаев А. Л. Слово памяти // Литературная газета. 1995. № 15.
  8. Руднев П. Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е. М., 2018.
  9. Трубина А. Д. Система женских образов в пьесах А. Арбузова: к постановке проблемы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 2-4.
  10. Тютелова Л. Г. Поэтика пространства русской «Новой драмы» начала ХХ века: Чехов, Горький, Андреев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5-3.
  11. Цветкова Е. А. Концепция «новой женщины» в работах А. М. Коллонтай // Скиф. 2022. № 1 (65).

Информация об авторах

Орлова Василисса Владиславовна

Литературный институт имени А. М. Горького, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июня 2024.
  • Опубликована: 22 июля 2024.

Ключевые слова

  • советский драматург Алексей Симуков
  • женский образ в советской драматургии
  • образ матери в советской драматургии
  • эволюция образа женщины
  • советская комедия 1930-х – 1960-х гг
  • Soviet playwright Alexei Simukov
  • the female image in Soviet drama
  • the image of a mother in Soviet drama
  • the evolution of the image of a woman
  • Soviet comedy of the 1930s – 1960s

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)