• Научная статья
  • 24 июля 2024
  • Открытый доступ

Манипулятивный потенциал зоонимов как экспликаторов анималистического кода культуры (на материале немецкого языка 2020-2024 гг.)

Аннотация

Цель данного исследования – выявить в немецком языке СМИ Германии, Австрии и немецкоязычной Швейцарии 2020-2024 гг. образные зоонимы, служащие средством реализации манипулятивной номинативной стратегии. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассматриваются вопросы коннотированного образного обозначения актуальных реалий в немецкоязычных странах посредством зоонимов с целью манипулирования массовым сознанием. Полученные результаты показали, что основными способами образного обозначения реалий при постановке манипулятивной цели являются соотнесение известного зоонима с новым референтом и создание новых образных зоонимов посредством словообразования. Манипулятивным характером обладают номинации, имплицитно сравнивающие человека с животными. Особая роль в образном кодировании значения слов с целью манипулятивного воздействия в немецкоязычном культурном пространстве 2020-2024 гг. принадлежит зооморфизмам как образным обозначениям человека и зоонимам-символам. Анималистический языковой код характеризуется лингвокультурными особенностями манипулирования им, что связано с нормами поведения, действующими во время эпидемиологического и экологического кризиса.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
  2. Бабаева Р. И., Кокина М. О. Немецкие фразеологизмы с компонентом «Hund» в политической коммуникации // Теория и практика иностранного языка в высшей школе. 2018. № 4.
  3. Гришаева Л. И. Парадоксы медиалингвистики. Наука-Юнипресс, 2014.
  4. Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Коннотированный образ как способ конструирования информационного противостояния в художественно-публицистическом жанре // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 6.
  5. Лагута О. И. Метафорология: теоретические аспекты: в 2-х ч. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. Ч. 1.
  6. Нефедова Л. А. Лексические средства манипулятивного воздействия в повседневном общении (на материале современного немецкого языка): дисс. … к. филол. н. М., 1997.
  7. Нефедова Л. А. О дискурсивной маркированности и особенностях употребления заимствованных фразеологизмов в современном немецком языке (на примере фразеологизмов с пометой bildungsspr.) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1 (42).
  8. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Азбуковник, 2004.
  9. Рут М. Э. Образная номинация. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992.
  10. Сергеева Л. А. Образная номинация и смысл // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире / отв. ред. В. Л. Ибрагимова, Л. А. Киселева. Уфа: Башкирский государственный университет, 2019.
  11. Симонова С. В. Коммуникативно-прагматический потенциал «лексики образованных людей» (bildungssprachlich): дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2004.
  12. Телия В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (Виды наименований) / отв. ред. Б. А. Серебренников, А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977.
  13. Трофимова Н. А. Метафоры пандемического дискурса (на материале СМИ Германии) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483. http://dx.doi.org/10.17223/15617793/483/6
  14. Утриков В. В. Лингвокультурный концепт Ordnung в немецкоязычных текстах общественно-политической тематики // Русская германистика: ежегодник Российского союза германистов. М.: Флинта, 2020. Т. XVII.
  15. Шувалов В. И. Символ и метафора в языке и речи // Преподаватель XXI век. 2017. № 3.
  16. Klosa-Kückelhaus A. Bilder und Metaphern im Wortschatz rund um die Coronapandemie // Sprache in der Coronakrise. Dynamischer Wandel in Lexikon und Kommunikation / hrsg. von A. Klosa-Kückelhaus. Mannheim: IDS-Verlag, 2021. https://doi.org/10.14618/ids-pub-10817
  17. Pugatschjow V. Faktoren und Merkmale der Manipulation // Das groβe Lexikon Medien und Kommunikation / hrsg. von L. R. Tsvasmann. Würzburg: Ergon-Verlag, 2006.

Информация об авторах

Нефедова Любовь Аркадьевна

д. филол. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 июня 2024.
  • Опубликована: 24 июля 2024.

Ключевые слова

  • образная номинация
  • зооморфизм
  • зооним-символ
  • анималистический код культуры
  • манипулятивная номинативная стратегия
  • figurative nomination
  • zoomorphism
  • zoonym-symbol
  • animalistic code of culture
  • manipulative nominative strategy

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)