• Научная статья
  • 24 июля 2024
  • Открытый доступ

Диалектические принципы композиции в повести М. Горького «Детство»

Аннотация

В статье исследуется проблема композиционного построения повести М. Горького «Детство» в связи с характером текстуального воплощения идеи этого произведения, понимаемой в духе контаминации этических и интеллектуальных составляющих единого художественного целого. Цель исследования – дать теоретическое и практическое обоснование «диалектического принципа» композиционной организации повести «Детство», вытекающего из особой авторской позиции и оригинального миропонимания Горького-художника. Научная новизна состоит в том, что под «диалектическим» углом зрения композиция «Детства» М. Горького ранее не рассматривалась. Особое внимание уделено характеристике «поэтического инструментария», приемов воссоздания сложнейшей картины становления человеческого «Я», а также воплощения самой диалектики этого процесса, основанной на борьбе противоположных начал «инстинктивно-эгоистического» и «разумно-доброго». В работе последовательно рассматриваются основные части повести, их взаимообусловленность, определяется характер компоновки эпизодов действия в свете нравственно-интеллектуальной эволюции автобиографического героя. Цель исследования продиктована необходимостью по-новому определить тип композиционной организации горьковского текста, выявить диалектическую основу архитектонического целого повести. В результате установлено, что композиция «Детства» имеет особый – диалектический характер. Доминантную роль в архитектонике повести играет не внешне-событийный ракурс, не эпические интенции, а установка на выявление законов внутреннего роста, логики диалектического становления сознания и формирования нравственных принципов автогероя. Основу компоновки главных эпизодов горьковского творения образует воссоздание духовного пути ребенка, растущего в приобщении к народной морали и вместе с тем преодолевающего ограниченность ее стихийности и социального пассивизма.

Источники

  1. Бахтин М. М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. Литературно-теоретические исследования: сборник. М.: Наука, 1975.
  2. Бочаров С. Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького // Социалистический реализм и классическое наследие / под общ. ред. Н. К. Гея и Я. Е. Эльсберга. М.: ГИХЛ, 1960.
  3. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940.
  4. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1968. Т. 1.
  5. Десницкий В. А. Автобиографические повести Горького. 1. «Детство». 2. «В людях» // Десницкий В. А. М. Горький. Л.: Худож. лит., 1935.
  6. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Флинта; Московский психолого-социальный ин-т, 2003.
  7. Захарова В. Т. Проза М. Горького Серебряного века: монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского педагогического ун-та, 2008.
  8. Кранихфельд Вл. Утро жизни // Современный мир. 1914. № 12. Отд. 2.
  9. Кузьмичев И. К. Введение в эстетику художественного сознания. Лекции. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995.
  10. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
  11. Мережковский Д. Не святая Русь (Религия Горького) // Русское слово. 1916. № 210. 11 сентября.
  12. Михайловский Б. В. Автобиографическая трилогия М. Горького // Литература и новый человек: сб. ст. М.: Наука, 1963.
  13. Палиевский П. В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979.
  14. Примочкина Н. Н. Горький: личность и творчество на фоне эпохи. М.: Азбуковник, 2019.
  15. Спиридонова Л. А. К вопросу о новаторстве Горького-художника // Горьковские чтения. 2016: материалы международной науч. конференции «М. Горький – художник и мыслитель». Н. Новгород: БегемотНН, 2016.
  16. Сухих О. С. Мотивы горьковского «Детства» в повести В. Крапивина «Трое с площади Карронад» // Духовная культура Нижегородского региона: опыт системного описания: коллективная монография / под ред. М. Г. Уртминцевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2018.
  17. Тагер Е. Б. Творчество Горького советской эпохи. М.: Наука, 1964.
  18. Уртминцева М. Г. Биографический миф о М. Горьком и художественная реальность: драматическая трилогия Н. Прибутковской «Три версии одной судьбы. Пьесы» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 2.
  19. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.
  20. Цирулев А. Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» // Вестник Нижегородского университета. 2010. № 2.
  21. Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого // Чернышевский Н. Г. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Правда, 1974. Т. 3.

Информация об авторах

Цирулев Александр Федорович

к. филол. н.

Нижегородский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 июня 2024.
  • Опубликована: 24 июля 2024.

Ключевые слова

  • повесть М. Горького «Детство»
  • автобиографический герой
  • диалектический принцип композиции
  • нравственно-интеллектуальный рост личности
  • the story of M. Gorky "Childhood"
  • autobiographical hero
  • dialectical principle of composition
  • moral and intellectual growth of personality

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)