• Научная статья
  • 24 июля 2024
  • Открытый доступ

Обучение иностранных студентов-филологов средствам профессионального общения (предметная область – история литературы)

Аннотация

Цель исследования – создать технологию обучения иностранных студентов-филологов восприятию и употреблению средств профессионального общения, характерных для истории литературы. В статье раскрываются особенности текста по истории литературы: устанавливаются его содержательные аспекты, выявляются типичные лексико-грамматические структуры – средства, выражающие эти аспекты. Разрабатывается система упражнений, обучающая восприятию и использованию структур текста по истории литературы. Новизна предпринятого исследования определяется тем, что в нем впервые дается системное лингводидактическое описание текста по истории литературы, выявляемая специфика увязывается с характером упражнений. В результате исследования разработана технология обучения средствам профессионального общения в области истории литературы: выявлены доминантные (предъявляемые для активного использования) и недоминантные (предназначенные для рецепции) структуры, выражающие основные смысловые аспекты текста по истории литературы, разработана система упражнений, обучающая средствам профессионального общения в области истории литературы.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.
  3. Введение в литературоведение / под ред. Л. М. Крупчанова. М.: Юрайт, 2022.
  4. Величко А. В. Основные структуры языка науки // Книга о грамматике: русский язык как иностранный / под ред. А. В. Величко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
  5. Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 1979.
  6. Изаренков Д. И. Аппарат упражнений в системном описании // Русский язык за рубежом. 1994. № 1.
  7. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4.
  8. Крапивник Л. Ф., Пучкова Е. В. Обучение иностранных студентов языку специальности в процессе изучения профильных дисциплин // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  9. Кузьменкова В. А. Грамматика и прагматика текста. М.: Ленанд, 2017.
  10. Лариохина Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. М.: Русский язык, 1979.
  11. Лариохина Н. М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. М., 1989.
  12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство – СПБ, 1998.
  13. Матюшкин А. В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007.
  14. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1976.
  15. Нгуен Ч. З. Теория учебника практического курса русского языка для студентов-филологов: предметный компонент. М.: Творчество, 1998.
  16. Пассов Е. И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006.
  17. Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  18. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М.: Русский язык. Курсы, 2012.

Информация об авторах

Марков Владимир Тимофеевич

д. пед. н., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Маркова Валентина Алексеевна

к. филол. н.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июня 2024.
  • Опубликована: 24 июля 2024.

Ключевые слова

  • иностранные студенты-филологи
  • профессиональное общение
  • история литературы
  • структуры языка науки
  • технология обучения
  • foreign philology students
  • professional communication
  • history of literature
  • structures of the language of science
  • teaching technology

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)