• Научная статья
  • 24 июля 2024
  • Открытый доступ

Шортс, рилс и клип как субвидема интернет-, кино- и медиадискурса

Аннотация

Цель данного исследования состоит в идентификации субвидемы как нового элемента дискурса социальных сетей, что в дальнейшем позволит провести сегментированный анализ полимодальных компонентов дискурса социальных сетей. В статье впервые описываются новые единицы дискурса социальных сетей – шортс, рилс и клип, объединяемые в единый класс и номинируемые как «субвидема». Выделены и рассмотрены структурные и лингвистические особенности субвидемы, определены ее основные функции. Рассмотрен интердискурсивный потенциал субвидемы и функционирование шортс, рилс и клипов в кино-, интернет- и медиадискурсе. Научная новизна исследования заключается в комплексном описании лингвопрагматических особенностей выявленных типов субвидем, а также терминологическом разграничении феноменов шортс, рилс и клипа. В результате проведенного исследования установлено, что субвидема представляет собой коммуникативный полимодальный прагматически-ориентированный элемент дискурса социальных сетей, выполняющий специфические функции и обладающий определенными характеристиками. Вместе с тем субвидема обладает широким интердискурсивным потенциалом, который позволяет шортс, рилс и клипам как ее типам функционировать в разных видах дискурса (кино-, интернет- и медиадискурсе).

Источники

  1. Анисимов В. Е. Кинозаголовок, синопсис и слоган кинофильма как функционально-прагматические единицы кинотекста (на материале современного французского кинодискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.1.48
  2. Анисимов В. Е. Структурно-прагматические особенности постера кинофильма (на материале французского кинодискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/phil20240027
  3. Ахренова Н. А., Милякова В. В. Микроблог как разновидность рекламного интернет-дискурса // Вопросы современной лингвистики. 2022. № 3.
  4. Загидуллина М. В. Теория интернет-фольклора: коммуникация фольклорного типа и самоидентификация участников крупных форумов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4.
  5. Зыкова И. В. Интердискурсивность как лингвокреативная апроприация дискурсов: авангард и Андрей Тарковский // Слово.ру: балтийский акцент. 2021. Т. 12. № 4.
  6. Карасик В. И. Языковое проявление личности. Волгоград: Парадигма, 2014.
  7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
  8. Ковалевская Е. В. Технология создания коротких популярных видео-роликов по предметам школьного цикла // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (3).
  9. Муронец О. В. Контент социальных сетей: тенденции и закономерности // Медиаскоп. 2015. № 3.
  10. Нелюбова Н. Ю., Говорова Л. А., Калинникова Е. Д. Особенности функционирования современного языка в интернет-пространстве (на материале французского и испанского языков) // Вопросы прикладной лингвистики. 2021. № 43.
  11. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10).
  12. Олизько Н. С. Интердискурсивность постмодернистского письма: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009.
  13. Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014. № 9.
  14. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). М.: Водолей Publishers, 2004.
  15. Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: коллективная монография / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород», 2016.
  16. Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1.
  17. Харьковская А. А., Черкунова М. В. Малоформатные тексты в американском медиадискурсе (на материале названий видеороликов о Дональде Трампе на платформе Youtube.com) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 4.
  18. Черкунова М. В. Малоформатный текст: к определению понятия (теоретические аспекты) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 22 (3).

Информация об авторах

Анисимов Владислав Евгеньевич

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Анисимова Екатерина Дмитриевна

Российский университет дружбы народов имени П. Лумумбы, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июня 2024.
  • Опубликована: 24 июля 2024.

Ключевые слова

  • субвидема
  • дискурс социальных сетей
  • кинодискурс
  • медиадискурс
  • интернет-дискурс
  • subvidema
  • social network discourse
  • film discourse
  • media discourse

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)