Шортс, рилс и клип как субвидема интернет-, кино- и медиадискурса
Аннотация
Цель данного исследования состоит в идентификации субвидемы как нового элемента дискурса социальных сетей, что в дальнейшем позволит провести сегментированный анализ полимодальных компонентов дискурса социальных сетей. В статье впервые описываются новые единицы дискурса социальных сетей – шортс, рилс и клип, объединяемые в единый класс и номинируемые как «субвидема». Выделены и рассмотрены структурные и лингвистические особенности субвидемы, определены ее основные функции. Рассмотрен интердискурсивный потенциал субвидемы и функционирование шортс, рилс и клипов в кино-, интернет- и медиадискурсе. Научная новизна исследования заключается в комплексном описании лингвопрагматических особенностей выявленных типов субвидем, а также терминологическом разграничении феноменов шортс, рилс и клипа. В результате проведенного исследования установлено, что субвидема представляет собой коммуникативный полимодальный прагматически-ориентированный элемент дискурса социальных сетей, выполняющий специфические функции и обладающий определенными характеристиками. Вместе с тем субвидема обладает широким интердискурсивным потенциалом, который позволяет шортс, рилс и клипам как ее типам функционировать в разных видах дискурса (кино-, интернет- и медиадискурсе).
Источники
- Анисимов В. Е. Кинозаголовок, синопсис и слоган кинофильма как функционально-прагматические единицы кинотекста (на материале современного французского кинодискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.1.48
- Анисимов В. Е. Структурно-прагматические особенности постера кинофильма (на материале французского кинодискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/phil20240027
- Ахренова Н. А., Милякова В. В. Микроблог как разновидность рекламного интернет-дискурса // Вопросы современной лингвистики. 2022. № 3.
- Загидуллина М. В. Теория интернет-фольклора: коммуникация фольклорного типа и самоидентификация участников крупных форумов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4.
- Зыкова И. В. Интердискурсивность как лингвокреативная апроприация дискурсов: авангард и Андрей Тарковский // Слово.ру: балтийский акцент. 2021. Т. 12. № 4.
- Карасик В. И. Языковое проявление личности. Волгоград: Парадигма, 2014.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
- Ковалевская Е. В. Технология создания коротких популярных видео-роликов по предметам школьного цикла // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (3).
- Муронец О. В. Контент социальных сетей: тенденции и закономерности // Медиаскоп. 2015. № 3.
- Нелюбова Н. Ю., Говорова Л. А., Калинникова Е. Д. Особенности функционирования современного языка в интернет-пространстве (на материале французского и испанского языков) // Вопросы прикладной лингвистики. 2021. № 43.
- Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10).
- Олизько Н. С. Интердискурсивность постмодернистского письма: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009.
- Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014. № 9.
- Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). М.: Водолей Publishers, 2004.
- Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: коллективная монография / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород», 2016.
- Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1.
- Харьковская А. А., Черкунова М. В. Малоформатные тексты в американском медиадискурсе (на материале названий видеороликов о Дональде Трампе на платформе Youtube.com) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 4.
- Черкунова М. В. Малоформатный текст: к определению понятия (теоретические аспекты) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 22 (3).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 9 июня 2024.
- Опубликована: 24 июля 2024.
Ключевые слова
- субвидема
- дискурс социальных сетей
- кинодискурс
- медиадискурс
- интернет-дискурс
- subvidema
- social network discourse
- film discourse
- media discourse
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»