• Научная статья
  • 25 июля 2024
  • Открытый доступ

Роль музыкального экфрасиса в произведениях А. И. Куприна конца 80-х – начала 90-х годов XIX века

Аннотация

Цель исследования – выяснить роль музыкального экфрасиса в ранних рассказах А. И. Куприна (произведениях 1889-1896 годов). Научная новизна работы заключается в том, что впервые дан подробный последовательный анализ прецедентов музыкального цитирования и отсылок к музыкальным источникам, проанализирована их роль в повествовательной структуре. Вычленение и анализ случаев словесной репрезентации музыкальных произведений в текстах Куприна дает представление о поиске и формировании писателем собственного уникального художественного почерка. Значимость настоящего исследования в целом связана с малоизученностью феномена игровой поэтики ранней прозы Куприна, особенно самых ранних рассказов, которые долгое время рассматривались как ученически незрелые, поэтому не заслуживающие сколько-нибудь серьезного литературоведческого внимания. В результате исследования было показано, что новаторство молодого Куприна состояло в смелой экспериментаторской попытке соединить художественную литературу со смежными видами искусства, например, музыкальной оперой, романсом, создать прецеденты «музыкальной цитации» как сложный жанровый симбиоз. Подобный синкретизм объясняется стремлением молодого писателя выработать свой «фирменный» стиль путем создания центонных текстов, в которых музыкальные аллюзии и цитаты берут на себя роль сложного языка иносказания, образуют новые семантические связи. Музыкальный экфрасис в анализируемых произведениях служит инструментарием для кодировки смыслов, задает осевые точки разворачивания сюжета, программирует судьбу героев, мотивирует их поведение.

Источники

  1. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977.
  2. Будько Н. Б. Музыкальный экфрасис народной песни: на материале рассказа И. С. Тургенева «Певцы», повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант», рассказа А. И. Куприна «Гамбринус» // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сборник научных статей международной конференции / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2015.
  3. Виншель А. В. Экфрасис музыки в современной немецкой литературе: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2015.
  4. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002.
  5. Гусейнова Р. Н., Иванова Н. П. Интермедиальность творчества А. И. Куприна // Межкультурные коммуникации: русский язык в современном измерении: тезисы докладов участников международной научной конференции / отв. ред. Г. Ю. Богданович. Симферополь, 2018.
  6. Даренская Н. А. А. И. Куприн и Ф. М. Достоевский. О поэтике рассказа Куприна «Лунной ночью» // Филологический аспект. 2020. № 2 (58).
  7. Даренская Н. А. Литературно-игровое начало в рассказе А. И. Куприна «Последний дебют» // Успехи гуманитарных наук. 2022а. № 2.
  8. Даренская Н. А. О роли пушкинского претекста в рассказе А. И. Куприна «Игрушка» // Филологический аспект. 2022b. № 7 (87).
  9. Даренская Н. А. Роль литературных претекстов и музыкальной цитации в смысловом пространстве повести А. И. Куприна «Впотьмах» // Вестник филологических наук. 2023. Т. 3. № 11.
  10. Даренская Н. А. Сюжет инициации в рассказе А. И. Куприна «Мясо» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022c. Т. 15. Вып. 8.
  11. Даренская Н. А. Трансформация мифологических сюжетов в рассказе А. И. Куприна «Психея» // Успехи гуманитарных наук. 2024. № 1.
  12. Лазанчина А. В. Музыкальный мир «Гранатового браслета» А. И. Куприна // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы Х всероссийской научно-практической конференции / под ред. М. А. Петиновой, Л. М. Артамоновой, В. И. Ионесова. Самара, 2023.
  13. Машаргина А. Г. Проблемы интермедиальности в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Перекрёстки взаимодействий: диалог русской и зарубежной литературы во времени и пространстве: материалы Восьмых международных научных чтений: в 2-х ч. Калуга, 2022. Ч. 1.
  14. Невыразимо выразимое. Экфрасис и проблема репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / отв. ред. Д. В. Токарев. М.: НЛО, 2013.
  15. Новикова М. В. Экфрасис в поэтической практике имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2018.
  16. Скубачевская Л. А. Специфика неореализма А. И. Куприна: дисс. … к. филол. н. Харьков, 2007.
  17. Соловьева Е. Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» // Stephanos. 2016. № 2 (16).
  18. Соценко Н. Ф. Игра как инструментарий поэтики А. И. Куприна (роль толстовского интертекста в рассказе А. И. Куприна «Просительница») // Вiсник ХНУ iм. В. Н. Каразiна. Серія: Фiлологiя. 2011. № 963. Вип. 62.
  19. Соценко Н. Ф. Интертекстуальность прозы А. И. Куприна 1890-1900-х годов: дисс. … к. филол. н. Харьков, 2008.
  20. Соценко Н. Ф. Пародия А. И. Куприна «По заказу» как «металитература» // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. 2020. № 1 (71).
  21. Соценко Н. Ф. Специфика пародийной прозы А. И. Куприна (на материале рассказа «Первенец») // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. 2019. № 1 (67).
  22. Степанова И. В. Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн: монография. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2019.
  23. Третьяков Е. Н. Экфрасис как матричная репрезентация образных знаков: дисс. … к. филол. н. Тверь, 2009.
  24. Хорошилова В. А. Авторское сознание А. И. Куприна как художника «Рубежной эпохи» (Повесть «Суламифь») // Актуальные проблемы лингвистики – 2015: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Тюмень, 2015.
  25. Шатин Ю. В. Ожившие картины: экфразис и диегезис // Критика и семиотика. 2004. Вып. 7.
  26. Шигапова Г. Ф. Звуковая символика в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2013. № 1.
  27. Щепакина Е. А. Мир искусства в мире литературы (из опыта работы с рассказом А. И. Куприна «Тапер») // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов российской студенческой научной конференции при финансовой поддержке проекта № 18-313-10005 Российским фондом фундаментальных исследований. Елец, 2018.
  28. Юмин И. Музыкальный экфрасис в повести А. Куприна «Гранатовый браслет» // Русское языкознание и литературоведение – 2022: сборник статей VI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023.

Информация об авторах

Даренская Наталья Александровна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июня 2024.
  • Опубликована: 25 июля 2024.

Ключевые слова

  • музыкальный код
  • музыкальный экфрасис
  • интермедиальная поэтика
  • музыкальное цитирование
  • игровая поэтика
  • musical code
  • musical ekphrasis
  • intermedial poetics
  • musical quoting
  • game poetics

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)