• Original research article
  • July 25, 2024
  • Open access

The role of musical ecphrasis in the works of A. I. Kuprin in the late 80s - early 90s of the 19th century

Abstract

The purpose of the study is to find out the role of musical ecphrasis in the early stories of A. I. Kuprin (works of 1889-1896). The scientific novelty of the work lies in the fact that for the first time a detailed sequential analysis of the precedents of musical citation and references to musical sources is given, their role in the narrative structure is analyzed. The identification and analysis of cases of verbal representation of musical works in Kuprin's texts gives an idea of the writer's search and formation of his own unique artistic handwriting. The significance of this research is generally associated with the little-studied phenomenon of the game poetics of Kuprin's early prose, especially the earliest stories, which for a long time were considered as learnedly immature, therefore not deserving any serious literary attention. As a result of the study, it was shown that the innovation of the young Kuprin consisted in a bold experimental attempt to combine fiction with related art forms, for example, musical opera, romance, to create precedents for "musical citation" as a complex genre symbiosis. Such syncretism is explained by the desire of the young writer to develop his "corporate" style by creating centonic texts in which musical allusions and quotations take on the role of a complex language of allegory and form new semantic connections. Musical ecphrasis in the analyzed works serves as a tool for encoding meanings, sets the axial points of the unfolding of the plot, programs the fate of the characters, motivates their behavior.

References

  1. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977.
  2. Будько Н. Б. Музыкальный экфрасис народной песни: на материале рассказа И. С. Тургенева «Певцы», повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант», рассказа А. И. Куприна «Гамбринус» // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сборник научных статей международной конференции / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2015.
  3. Виншель А. В. Экфрасис музыки в современной немецкой литературе: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2015.
  4. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002.
  5. Гусейнова Р. Н., Иванова Н. П. Интермедиальность творчества А. И. Куприна // Межкультурные коммуникации: русский язык в современном измерении: тезисы докладов участников международной научной конференции / отв. ред. Г. Ю. Богданович. Симферополь, 2018.
  6. Даренская Н. А. А. И. Куприн и Ф. М. Достоевский. О поэтике рассказа Куприна «Лунной ночью» // Филологический аспект. 2020. № 2 (58).
  7. Даренская Н. А. Литературно-игровое начало в рассказе А. И. Куприна «Последний дебют» // Успехи гуманитарных наук. 2022а. № 2.
  8. Даренская Н. А. О роли пушкинского претекста в рассказе А. И. Куприна «Игрушка» // Филологический аспект. 2022b. № 7 (87).
  9. Даренская Н. А. Роль литературных претекстов и музыкальной цитации в смысловом пространстве повести А. И. Куприна «Впотьмах» // Вестник филологических наук. 2023. Т. 3. № 11.
  10. Даренская Н. А. Сюжет инициации в рассказе А. И. Куприна «Мясо» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022c. Т. 15. Вып. 8.
  11. Даренская Н. А. Трансформация мифологических сюжетов в рассказе А. И. Куприна «Психея» // Успехи гуманитарных наук. 2024. № 1.
  12. Лазанчина А. В. Музыкальный мир «Гранатового браслета» А. И. Куприна // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы Х всероссийской научно-практической конференции / под ред. М. А. Петиновой, Л. М. Артамоновой, В. И. Ионесова. Самара, 2023.
  13. Машаргина А. Г. Проблемы интермедиальности в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Перекрёстки взаимодействий: диалог русской и зарубежной литературы во времени и пространстве: материалы Восьмых международных научных чтений: в 2-х ч. Калуга, 2022. Ч. 1.
  14. Невыразимо выразимое. Экфрасис и проблема репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / отв. ред. Д. В. Токарев. М.: НЛО, 2013.
  15. Новикова М. В. Экфрасис в поэтической практике имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2018.
  16. Скубачевская Л. А. Специфика неореализма А. И. Куприна: дисс. … к. филол. н. Харьков, 2007.
  17. Соловьева Е. Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» // Stephanos. 2016. № 2 (16).
  18. Соценко Н. Ф. Игра как инструментарий поэтики А. И. Куприна (роль толстовского интертекста в рассказе А. И. Куприна «Просительница») // Вiсник ХНУ iм. В. Н. Каразiна. Серія: Фiлологiя. 2011. № 963. Вип. 62.
  19. Соценко Н. Ф. Интертекстуальность прозы А. И. Куприна 1890-1900-х годов: дисс. … к. филол. н. Харьков, 2008.
  20. Соценко Н. Ф. Пародия А. И. Куприна «По заказу» как «металитература» // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. 2020. № 1 (71).
  21. Соценко Н. Ф. Специфика пародийной прозы А. И. Куприна (на материале рассказа «Первенец») // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. 2019. № 1 (67).
  22. Степанова И. В. Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн: монография. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2019.
  23. Третьяков Е. Н. Экфрасис как матричная репрезентация образных знаков: дисс. … к. филол. н. Тверь, 2009.
  24. Хорошилова В. А. Авторское сознание А. И. Куприна как художника «Рубежной эпохи» (Повесть «Суламифь») // Актуальные проблемы лингвистики – 2015: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Тюмень, 2015.
  25. Шатин Ю. В. Ожившие картины: экфразис и диегезис // Критика и семиотика. 2004. Вып. 7.
  26. Шигапова Г. Ф. Звуковая символика в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2013. № 1.
  27. Щепакина Е. А. Мир искусства в мире литературы (из опыта работы с рассказом А. И. Куприна «Тапер») // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов российской студенческой научной конференции при финансовой поддержке проекта № 18-313-10005 Российским фондом фундаментальных исследований. Елец, 2018.
  28. Юмин И. Музыкальный экфрасис в повести А. Куприна «Гранатовый браслет» // Русское языкознание и литературоведение – 2022: сборник статей VI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023.

Author information

Natalia Alexandrovna Darenskaya

PhD

St. Petersburg State Pediatric Medical University

About this article

Publication history

  • Received: June 3, 2024.
  • Published: July 25, 2024.

Keywords

  • музыкальный код
  • музыкальный экфрасис
  • интермедиальная поэтика
  • музыкальное цитирование
  • игровая поэтика
  • musical code
  • musical ekphrasis
  • intermedial poetics
  • musical quoting
  • game poetics

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)