• Научная статья
  • 29 июля 2024
  • Открытый доступ

Феномен лингвокреативности и его реализация в дискурсе СМИ

Аннотация

Цель данного исследования – охарактеризовать феномен лингвокреативности путем выявления наиболее частотных механизмов образования лингвокреатем и их воздействующего потенциала в дискурсе СМИ. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые лингвокреатемы в современном дискурсе СМИ рассматриваются как средство воздействия с учетом моделей их образования, трансформации семантики новых единиц и прагматической функции. В результате был уточнен понятийно-терминологический аппарат исследования в аспекте дифференциации понятий «языковая игра» и «лингвокреативность»; была сформирована контекстная база примеров употребления лингвокреатем в дискурсе СМИ (115 единиц), из которой отобраны и проанализированы различные случаи языковых преобразований, демонстрирующие лингвокреативный потенциал авторов; выявлены основные приемы реализации лингвокреативности в новостных публикациях СМИ и блогах. Наиболее частотными механизмами оказались структурно-семантическая трансформация фразеологизмов и прием каламбура, в рамках которых у хорошо известных носителю языка единиц происходит варьирование формальной структуры, появляется семантическая неоднозначность за счет приобретения новых смыслов с целью скрытого выражения мнения автора и формирования желаемых установок у читателя.

Источники

  1. Бутакова Е. С. Лингвистическая креативность в томской эргономии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (131).
  2. Векшин Г. В. Фоносиллабема – элементарная операциональная единица творческой языковой способности // Лингвистика креатива – 4: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. Изд-е 2-е. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013.
  3. Власова О. В. Роль прецедентных феноменов в рекламных текстах // Современное педагогическое образование. 2022. № 2.
  4. Гермашева Т. М. Лингвокреативный дискурс: к постановке проблемы // Дискурс-Пи. 2016. № 3-4 (24-25).
  5. Гридина Т. А. Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция // Quaestio Rossica. 2023. № 1.
  6. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.
  7. Дускаева Л. Р. Речевая организация метатекста телеграм-поста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2023. № 1 (48).
  8. Ильясова С. В. Словообразовательная игра: от лингвокреативности до лингвоциничности (на материале языка современных российских СМИ) // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81).
  9. Ирисханова О. К. О понятии креативности и его роли в метаязыке лингвистических исследований // Когнитивные исследования языка: сб. науч. тр. М. – Тамбов: Ин-т языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке.
  10. Норман Б. Ю. О креативной функции языка (на материале славянских языков) // Русское слово в языке, тексте и культурной среде: сб. статей. Екатеринбург, 1997.
  11. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник / под ред. Л. М. Дмитриевой. М.: Экономисть, 2006.
  12. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997.
  13. Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики: морфологические ресурсы языка: дисс. … д. филол. н. М., 2006.
  14. Ремчукова Е. Н. Рекламный слоган как разновидность рекламного текста: стандарт и лингвокреатив // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей IV международного симпозиума: в 2-х т. Симферополь, 2020. Т. 1.
  15. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  16. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
  17. Смирнова Н. В. Концепции лингвокреативности в современном российском языкознании // Актуальные проблемы стилистики. 2021. № 7.

Информация об авторах

Новосад Ксения Юрьевна

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, г. Москва

Юрина Елена Андреевна

д. филол. н., проф.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июня 2024.
  • Опубликована: 29 июля 2024.

Ключевые слова

  • лингвокреативность
  • лингвокреатема
  • речевое воздействие
  • языковая игра
  • дискурс СМИ
  • linguocreativity
  • linguocreatema
  • speech effects
  • language play
  • media discourse

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)