Феномен лингвокреативности и его реализация в дискурсе СМИ
Аннотация
Цель данного исследования – охарактеризовать феномен лингвокреативности путем выявления наиболее частотных механизмов образования лингвокреатем и их воздействующего потенциала в дискурсе СМИ. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые лингвокреатемы в современном дискурсе СМИ рассматриваются как средство воздействия с учетом моделей их образования, трансформации семантики новых единиц и прагматической функции. В результате был уточнен понятийно-терминологический аппарат исследования в аспекте дифференциации понятий «языковая игра» и «лингвокреативность»; была сформирована контекстная база примеров употребления лингвокреатем в дискурсе СМИ (115 единиц), из которой отобраны и проанализированы различные случаи языковых преобразований, демонстрирующие лингвокреативный потенциал авторов; выявлены основные приемы реализации лингвокреативности в новостных публикациях СМИ и блогах. Наиболее частотными механизмами оказались структурно-семантическая трансформация фразеологизмов и прием каламбура, в рамках которых у хорошо известных носителю языка единиц происходит варьирование формальной структуры, появляется семантическая неоднозначность за счет приобретения новых смыслов с целью скрытого выражения мнения автора и формирования желаемых установок у читателя.
Источники
- Бутакова Е. С. Лингвистическая креативность в томской эргономии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (131).
- Векшин Г. В. Фоносиллабема – элементарная операциональная единица творческой языковой способности // Лингвистика креатива – 4: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. Изд-е 2-е. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013.
- Власова О. В. Роль прецедентных феноменов в рекламных текстах // Современное педагогическое образование. 2022. № 2.
- Гермашева Т. М. Лингвокреативный дискурс: к постановке проблемы // Дискурс-Пи. 2016. № 3-4 (24-25).
- Гридина Т. А. Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция // Quaestio Rossica. 2023. № 1.
- Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.
- Дускаева Л. Р. Речевая организация метатекста телеграм-поста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2023. № 1 (48).
- Ильясова С. В. Словообразовательная игра: от лингвокреативности до лингвоциничности (на материале языка современных российских СМИ) // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81).
- Ирисханова О. К. О понятии креативности и его роли в метаязыке лингвистических исследований // Когнитивные исследования языка: сб. науч. тр. М. – Тамбов: Ин-т языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке.
- Норман Б. Ю. О креативной функции языка (на материале славянских языков) // Русское слово в языке, тексте и культурной среде: сб. статей. Екатеринбург, 1997.
- Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник / под ред. Л. М. Дмитриевой. М.: Экономисть, 2006.
- Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997.
- Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики: морфологические ресурсы языка: дисс. … д. филол. н. М., 2006.
- Ремчукова Е. Н. Рекламный слоган как разновидность рекламного текста: стандарт и лингвокреатив // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей IV международного симпозиума: в 2-х т. Симферополь, 2020. Т. 1.
- Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2002.
- Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
- Смирнова Н. В. Концепции лингвокреативности в современном российском языкознании // Актуальные проблемы стилистики. 2021. № 7.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 июня 2024.
- Опубликована: 29 июля 2024.
Ключевые слова
- лингвокреативность
- лингвокреатема
- речевое воздействие
- языковая игра
- дискурс СМИ
- linguocreativity
- linguocreatema
- speech effects
- language play
- media discourse
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»