• Научная статья
  • 29 июля 2024
  • Открытый доступ

Англоязычные эвфемизмы как средство манипулирования в прессе

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу манипулятивного потенциала эвфемизмов в текстах англоязычной прессы. Цель работы – опираясь на публицистический текст, выявить роль эвфемизмов в манипуляции мнением и формировании желаемой реакции читателя. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые эвфемизмы изучаются не изолированно, а в комплексе с другими лексическими единицами, образующими цельный текст и создающими манипуляцию сознанием реципиента. Автор статьи показывает, как эвфемизмы в сочетании с другими лексическими средствами способны влиять на восприятие информации и формировать у читателя определенную точку зрения. В результате установлено, что эвфемизмы активно используются авторами в функции манипулирования: неоднократное употребление эвфемизмов в заголовке статьи и повторение их вместе с эмоционально-окрашенной лексикой в тексте. Данное исследование может быть полезно не только студентам языковых направлений, переводчикам и преподавателям, но и журналистам, так как понимание механизмов манипуляции поможет им создавать более объективные материалы, а читателям – критически оценивать информацию, получаемую из разных источников.

Источники

  1. Аргунова Е. В. Манипулирование массовым сознанием как фактор политической социализации в России: конец 1980-х – 2000 гг.: автореф. дисс. … к. полит. н. СПб., 2001.
  2. Баскова Ю. С. Эвфемизмы как средство манипулирования в языке СМИ: на материале русского и английского языков: автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2006.
  3. Бекетова С. В., Карапетова И. Н. Эвфемизм как способ выражения политкорректности в медиалингвистике // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2022. № 3-2.
  4. Беляева И. В. Феномен речевой манипуляции: лингвоюридические аспекты. Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказской акад. гос. службы, 2008.
  5. Бережная Т. М. Президентская риторика в системе пропагандистского манипулирования общественным сознанием. М.: Изд-во Московского университета, 1988.
  6. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М.: RUGRAM, 2013.
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
  8. Кошкарова Н. Н. Лингвопрагматические характеристики фейковых новостей // Коммуникативная стилистика текста: итоги и перспективы (к юбилею доктора филологических наук, профессора Н. С. Болотновой и 30-летию научного направления): материалы всероссийского научного семинара (г. Томск, 20 января 2023 г.) / под общ. ред. С. М. Карпенко. Томск: Изд-во «Томский государственный педагогический университет», 2023.
  9. Кульман А. Д. Слова-прикрытия как средство манипулирования общественным сознанием // Техника дезинформации и обмана / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Мысль, 1978.
  10. Курделяс А. А. Эвфемизация в современных СМИ (на материале газетных заголовков) // Сибирский филологический форум. 2020. № 1 (9).
  11. Никитина К. В. Технология речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале газет США): автореф. дисс. … к. филол. н. Уфа, 2006.
  12. Обвинцева О. В. Эвфемизм в политической коммуникации (на материале английского языка в сопоставлении с русским): дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2003.
  13. Осипова А. А. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  14. Павлова Е. К. Некоторые особенности номинации в языке политики США начала третьего тысячелетия // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 4.
  15. Шейгал Е. И. Эвфемизация в политическом дискурсе // Языковая личность: проблемы креативной семантики: сборник научных трудов к 70-летию доктора филологических наук, профессора Ираиды Владимировны Сентенберг. Волгоград, 2000.
  16. Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. М.: АСТ; Харвест, 2006.
  17. Adam Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. Belmont: Wadsnorth Publishing Company, 1999.

Информация об авторах

Кутинова Елена Викторовна

к. филол. н., доц.

Государственный университет просвещения, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июня 2024.
  • Опубликована: 29 июля 2024.

Ключевые слова

  • эвфемизмы английского языка
  • текст газеты
  • манипуляция мнением реципиента
  • ситуативно-обусловленная лексика
  • искажение информации
  • English euphemisms
  • newspaper text
  • manipulation of the recipient’s opinion
  • situational vocabulary
  • misrepresentation of information

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)