• Научная статья
  • 31 июля 2024
  • Открытый доступ

Обучение чтению текстов экономического профиля китайских студентов на занятиях по русскому языку с учётом этнопсихологических особенностей обучающихся

Аннотация

Цель исследования –разработать алгоритм работы с текстами экономического профиля в китайской аудитории с учётом этнопсихологических особенностей обучаемых при формировании навыков чтения на русском языке на уровне В2. Для достижения данной цели в статье рассмотрены такие когнитивно-психологические особенности китайских студентов, как образный тип мышления, зрительно-двигательный тип памяти, высокий уровень мнемонических способностей и предрасположенность воспринимать информацию порционно. Основываясь на указанных особенностях, автор предлагает этапы работы с текстом и типы заданий, подходящие данному психотипу студентов. Научная новизна исследования заключается в том, что алгоритм работы с текстами экономического профиля рассматривается с точки зрения учёта этнопсихологической специфики конкретного контингента (в данном случае – китайского). Результатом исследования стал ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию и облегчение процесса работы с текстами по специальности в аспекте русского языка как иностранного в китайской аудитории.

Источники

  1. Вакула Е. А., Колесникова В. В., Можаева Е. Ю. Особенности преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям на начальном этапе обучения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27790
  2. Винокурова М. А., Соломина А. И. Система обучения категории вида русских глаголов в китайской аудитории // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 5.
  3. Должикова А. В. Методический потенциал предметно-языкового интегрирования обучения иностранных студентов в условиях современной образовательной среды // Русистика. 2023. Т. 21. № 4.
  4. Дубровская К. Э. Лингводидактические проблемы преподавания грамматики китайского языка в языковом вузе и возможные пути их решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
  5. Зарицкая Ж. В. Использование метода визуализации при обучении русскому языку китайских студентов // Межрегиональная (с международным участием) научно-практическая конференция «Культурное наследие Великого шелкового пути: из прошлого в будущее» (г. Новосибирск, 22-23 сентября 2018 г.): сб. тезисов. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2018.
  6. Калашникова С. В., Пестова Е. В. Инфографика как способ визуализации информации в профессионально ориентированных текстах в рамках обучения иностранному языку будущих специалистов правоприменительной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 5.
  7. Каховская Ю. В., Ляпидовская М. Е., Некора Н. E., Ракова И. В. Трудности при создании современного учебника по языку специальности (экономика) в области РКИ для китайской целевой аудитории // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100).
  8. Кобзев А. И. Выступление на Круглом столе «Атомизм и алфавитный принцип» // Вопросы философии. 2014. № 6.
  9. Кокшаров В. А., Неволина А. Л., Ткачук Г. А., Чикова О. А. Специфика познавательных ориентаций китайских студентов при освоении технических дисциплин // Перспективы науки и образования. 2023. № 5 (65).
  10. Корнеева Л. И., Лю Цзинюй. Обучение китайских студентов иностранным языкам с учетом их этнокультурных и лингвометодических особенностей // Педагогическое образование в России. 2021. № 3.
  11. Кузьмина Е. О. Современное понимание принципа наглядности при обучении китайских студентов // Проблемы современного образования. 2021. № 2.
  12. Мартынова М. А., Ковалева Н. А., Юн Л. Г. Организационно-методические особенности работы с китайскими учащимися при обучении РКИ в условиях отсутствия языковой среды // Русский язык за рубежом. 2017. Спец. вып. Русистика Китая.
  13. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д – М.: Феникс; Глосса-Пресс, 2010.
  14. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2.
  15. Сунь Юй. Учет когнитивно-психологических характеристик китайских учащихся при обучении русской грамматике // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 1 (30).
  16. Чжао Юйцзян. Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования: на примере китайских учащихся: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2008.
  17. Чуваева К. М. Национально-ориентированное обучение иностранных студентов-нефилологов языку специальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 3.
  18. Шантурова Г. А. Этноориентированный комплекс упражнений как фактор успешности обучения РКИ китайских стажеров (упражнения: от знаний к умениям и навыкам) // Русский язык за рубежом. 2017. № 2.
  19. Шеина Л. П., Сат А. Б. Нейродидактика как основа современного языкового обучения: приёмы концентрации внимания // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А.
  20. Юн Л. Г. Модель взаимосвязанного формирования сокомпетенции у китайских учащихся инженерного профиля в условиях неязыковой среды (совместные программы вузов Китая и России): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2023.
  21. Fedotova N. L., Solovyeva E. B., Vtorov V. B., Yun L. G. Implementing Sino-Russian educational programs for the training of Chinese engineers // Integration Education. 2019. Vol. 23. No. 2.

Информация об авторах

Ракова Ирина Владимировна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июня 2024.
  • Опубликована: 31 июля 2024.

Ключевые слова

  • этнопсихологические особенности китайских студентов
  • когнитивно-психологический тип обучающихся
  • текст по специальности
  • обучение русскому языку как иностранному
  • ethnopsychological features of Chinese students
  • cognitive-psychological type of students
  • text on specialty
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)