• Original research article
  • July 31, 2024
  • Open access

Teaching Chinese students to read economic texts in Russian classes, taking into account the ethnopsychological characteristics of the students

Abstract

The purpose of the study is to develop an algorithm for working with economic texts in a Chinese audience, taking into account the ethnopsychological characteristics of students in the formation of reading skills in Russian at the B2 level. To achieve this goal, the article examines such cognitive and psychological features of Chinese students as an imaginative type of thinking, a visual-motor type of memory, a high level of mnemonic abilities and a predisposition to perceive information in portions. Based on these features, the author suggests the stages of working with the text and the types of tasks suitable for this psychotype of students. The scientific novelty of the study lies in the fact that the algorithm for working with Russian economic texts is considered from the point of view of taking into account the ethnopsychological specifics of a particular contingent (in this case, Chinese). The result of the study was a number of practical recommendations aimed at optimizing and facilitating the process of working with texts in the specialty in the aspect of Russian as a foreign language in the Chinese audience.

References

  1. Вакула Е. А., Колесникова В. В., Можаева Е. Ю. Особенности преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям на начальном этапе обучения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27790
  2. Винокурова М. А., Соломина А. И. Система обучения категории вида русских глаголов в китайской аудитории // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 5.
  3. Должикова А. В. Методический потенциал предметно-языкового интегрирования обучения иностранных студентов в условиях современной образовательной среды // Русистика. 2023. Т. 21. № 4.
  4. Дубровская К. Э. Лингводидактические проблемы преподавания грамматики китайского языка в языковом вузе и возможные пути их решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
  5. Зарицкая Ж. В. Использование метода визуализации при обучении русскому языку китайских студентов // Межрегиональная (с международным участием) научно-практическая конференция «Культурное наследие Великого шелкового пути: из прошлого в будущее» (г. Новосибирск, 22-23 сентября 2018 г.): сб. тезисов. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2018.
  6. Калашникова С. В., Пестова Е. В. Инфографика как способ визуализации информации в профессионально ориентированных текстах в рамках обучения иностранному языку будущих специалистов правоприменительной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 5.
  7. Каховская Ю. В., Ляпидовская М. Е., Некора Н. E., Ракова И. В. Трудности при создании современного учебника по языку специальности (экономика) в области РКИ для китайской целевой аудитории // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100).
  8. Кобзев А. И. Выступление на Круглом столе «Атомизм и алфавитный принцип» // Вопросы философии. 2014. № 6.
  9. Кокшаров В. А., Неволина А. Л., Ткачук Г. А., Чикова О. А. Специфика познавательных ориентаций китайских студентов при освоении технических дисциплин // Перспективы науки и образования. 2023. № 5 (65).
  10. Корнеева Л. И., Лю Цзинюй. Обучение китайских студентов иностранным языкам с учетом их этнокультурных и лингвометодических особенностей // Педагогическое образование в России. 2021. № 3.
  11. Кузьмина Е. О. Современное понимание принципа наглядности при обучении китайских студентов // Проблемы современного образования. 2021. № 2.
  12. Мартынова М. А., Ковалева Н. А., Юн Л. Г. Организационно-методические особенности работы с китайскими учащимися при обучении РКИ в условиях отсутствия языковой среды // Русский язык за рубежом. 2017. Спец. вып. Русистика Китая.
  13. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д – М.: Феникс; Глосса-Пресс, 2010.
  14. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2.
  15. Сунь Юй. Учет когнитивно-психологических характеристик китайских учащихся при обучении русской грамматике // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 1 (30).
  16. Чжао Юйцзян. Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования: на примере китайских учащихся: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2008.
  17. Чуваева К. М. Национально-ориентированное обучение иностранных студентов-нефилологов языку специальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 3.
  18. Шантурова Г. А. Этноориентированный комплекс упражнений как фактор успешности обучения РКИ китайских стажеров (упражнения: от знаний к умениям и навыкам) // Русский язык за рубежом. 2017. № 2.
  19. Шеина Л. П., Сат А. Б. Нейродидактика как основа современного языкового обучения: приёмы концентрации внимания // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А.
  20. Юн Л. Г. Модель взаимосвязанного формирования сокомпетенции у китайских учащихся инженерного профиля в условиях неязыковой среды (совместные программы вузов Китая и России): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2023.
  21. Fedotova N. L., Solovyeva E. B., Vtorov V. B., Yun L. G. Implementing Sino-Russian educational programs for the training of Chinese engineers // Integration Education. 2019. Vol. 23. No. 2.

Author information

Irina Vladimirovna Rakova

PhD

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

About this article

Publication history

  • Received: June 14, 2024.
  • Published: July 31, 2024.

Keywords

  • этнопсихологические особенности китайских студентов
  • когнитивно-психологический тип обучающихся
  • текст по специальности
  • обучение русскому языку как иностранному
  • ethnopsychological features of Chinese students
  • cognitive-psychological type of students
  • text on specialty
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)