• Научная статья
  • 16 сентября 2024
  • Открытый доступ

Реализация пунктуационных тенденций естественной письменной речи в эпистолярных текстах низкого уровня грамотности (на примере употребления разделительных знаков препинания)

Аннотация

Цель настоящей работы – выявить особенности реализации пунктуационных тенденций естественной письменной речи (ЕПР) в использовании разделительных знаков препинания в корпусе русских эпистолярных текстов низкого уровня грамотности. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые были сопоставлены пунктуационные тенденции, обнаруженные в различных жанрах ЕПР. Кроме того, впервые относительно основных пунктуационных тенденций ЕПР были рассмотрены функции разделительных знаков середины и конца предложения в письмах малограмотных авторов. Полученные результаты показали, что при употреблении разделительных знаков середины предложения (запятой, точки с запятой, двоеточия, тире) и конца предложения (точки, восклицательного знака) в письмах людей, обладающих низким уровнем грамотности, реализуется большинство основных пунктуационных тенденций ЕПР: экономия, взаимозаменяемость и универсализация знаков препинания, актуализация коммуникативно значимых частей предложения (парцелляция), индивидуальное свободное комбинирование знаков; при этом реализация тенденций ЕПР не зависит от продуктивности знаков в корпусе. Самыми продуктивными и активными в реализации коммуникативных тенденций ЕПР являются базовые знаки – точка и запятая, однако тенденции ЕПР реализуются и посредством остальных, менее продуктивных разделительных знаков. В результате исследования было также установлено, что характерная для ЕПР тенденция унификации функций знаков не реализуется в корпусе посредством разделительных знаков препинания ввиду их многофункциональности.

Источники

  1. Багеева О. О. Особенности функционирования периферийных пунктуационных знаков в эпистолярных текстах малограмотных авторов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 4.
  2. Голев Н. Д. Русская письменная разговорная речь и ее отражение в обыденном метаязыковом сознании участников виртуальной коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 5 (25).
  3. Желненкова В. В., Лебедева Н. Б. Некоторые признаки речевого жанра «записи на полях» // Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы: сборник тезисов II национальной конференции. Кемерово, 2020.
  4. Иванова Е. Н. Трансформация жанра письма в интернет-коммуникации // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2020. № 2.
  5. Краюшкина Т. В. Графические объекты в пожеланиях носителей иностранных языков (по материалам Владивостокского новогоднего дерева желаний) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 10.
  6. Лантюхова Н. Н. Синтаксические особенности письменной речи лиц пожилого и старческого возраста // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2017. № 27.
  7. Лебедева А. С. Аксиологический аспект мемуаристики // Пятый этаж: международный сборник научных статей молодых ученых. Барнаул, 2020.
  8. Лебедева Н. Б. К соотношению жанров реальной и виртуальной письменной коммуникации (на примере телефонной книги в мобильнике) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19 (1).
  9. Лебедева Н. Б. Конспект студенческой лекции как жанр естественной письменной речи: текстодериватологический и лингвоперсонологический аспекты // Культура и текст. 2023. № 3 (54).
  10. Лебедева Н. Б. Методология жанрового описания письменно-речевой личности // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: сборник научных статей. Бийск: Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина, 2014.
  11. Лебедева Н. Б., Лебедева А. С. Типы авторов во фронтовом эпистолярии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 2 (90).
  12. Лебедева Н. Б., Рабенко Т. Г. Жанровое имя как фактор стабилизации речевого жанра (на материале жанра дневника) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437.
  13. Лебедева Н. Б., Рабенко Т. Г. Субстрат текстов естественной письменной речи в аспекте жанровой релевантности // Сибирский филологический журнал. 2022. № 4.
  14. Лебедева Н. Б., Рабенко Т. Г. Тексты естественной письменной речи как проявление ценностных доминант рядового носителя языка (на материале родительских писем) // Культура и текст. 2020. № 3 (42).
  15. Сигал К. Я. Пунктуационные ошибки взрослых носителей русского языка с точки зрения психолингвистики (на материале пунктограммы «Тире между подлежащим и сказуемым») // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 1.
  16. Стренева Н. В., Крапивина М. Ю. Графика и граффити // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 11-2 (89).
  17. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. М.: Наука, 1988.
  18. Ярица Л. И. Пунктуационные нормы и тенденции их изменения в некодифицированных текстах: на материале конспектов студентов томских вузов: автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2009.

Информация об авторах

Багеева Ольга Олеговна

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 августа 2024.
  • Опубликована: 16 сентября 2024.

Ключевые слова

  • пунктуационные тенденции
  • универсализация знаков препинания
  • русские эпистолярные тексты
  • низкий уровень грамотности
  • естественная письменная речь
  • punctuation trends
  • universalization of punctuation marks
  • Russian epistolary texts
  • semiliteracy
  • natural written language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)