Образ-концепт “Homo Viator” в рекламном туристическом нарративе
Аннотация
Цель исследования – определить особенности репрезентации образа-концепта “Homo Viator” в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы обоснована постановкой проблемы: рассмотрение образа-концепта “Homo Viator” в рекламном туристическом нарративе ранее не предпринималось. Новизна детерминируется также тем, что впервые выделены актуализируемые рекламным туристическим нарративом когнитивные и коммуникативные стратегии образа-концепта “Homo Viator”. В статье рассмотрены различные трактовки термина “Homo Viator” учеными, а также концепта и образа, дано авторское понимание данных понятий. В результате исследования нами выделены смысловое наполнение образа-концепта “Homo Viator” и его языковая экспликация. Смысловое наполнение образа-концепта “Homo Viator” представлено коммуникативно-когнитивными стратегиями: рекреационными, развлекательными, образовательными, развивающими стратегиями, стратегиями самоутверждения, достижения цели и успеха, аффилиации, ценностно-ориентированными стратегиями и многими другими, т. е. стратегиями приобщения потенциального потребителя услуги к российскому культурному и рекреационному наследию. Языковая экспликация образа-концепта “Homo Viator” представлена лексико-синтаксическими средствами: стилистически маркированными лексическими единицами (тропы и фигуры речи) и стилистически немаркированными (аналогия, описание, символ и т. д.).
Источники
- Аверинцев С. С. Символ художественный // Аверинцев С. С. Собрание сочинений: София-Логос. Словарь / под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. К.: Дух и Литера, 2006.
- Алефиренко Н. Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма. Белгород: Изд-во Белгородского государственного университета, 2008.
- Арутюнян Ю. И. Homo viator: образ паломника в контексте средневековой европейской традиции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 (5).
- Баранов А. Н., Добровольский О. Д. Принципы семантического описания фразеологии // Вопросы языкознания. 2009. № 6.
- Боброва Е. А. Опыт лингвистического исследования эволюции концепта «путешествие» в англоязычной культуре: автореф. дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2006.
- Иванова А. Н. HOMO Vians. Путешествия как потребность в самотрансценденции: автореф. дисс. … к. филос. н. Томск, 2018.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
- Кузнецова Н. В., Аршинова В. В., Владимиров Н. М., Аршинов А. С. Человек путешествующий и его развитие средствами туризма: современное состояние и ограничения // Человек и образование. 2022. № 4 (73).
- Ле Гофф Ж. Рождение Европы / пер. с фр. А. И. Поповой. СПб.: Александрия, 2014.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с фр. Е. И. Лебедевой, Ю. П. Малинина, В. И. Райцес, П. Ю. Уварова; общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: Альма-Матер, 2023.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. М.: Питер, 2007.
- Марсель Г. Опыт конкретной философии / пер. с фр. В. П. Большакова, В. П. Визгина. М.: Республика, 2004.
- Меньшикова Е. Е. Репрезентация образа локуса в рекламном туристическом нарративе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 5.
- Никитина Л. Б. Образ-концепт «homo sapiens» в русской языковой картине мира как объект антропоцентристской семантики: автореф. дисс. … д. филол. н. Омск, 2006.
- Померанцева Т. П. Языковое воплощение концептов «ЧЕЛОВЕК» и «ЛЮДИ» в русской языковой картине мира и в художественной речи В. Шаламова: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2022.
- Русакова О. Ф., Русаков В. М. Травелог: теоретико-методологический анализ. Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2021.
- Стернин И. А., Розенфельд М. Я. Слово и образ. Монография / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2008.
- Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
- Толстиков А. В., Кошелева О. Е. Homo viator // Homo viator: путешествие как историко-культурный феномен: материалы Круглого стола «Путешествие как историко-культурный феномен» (апрель 2008 г.) / ред. А. В. Толстиков, И. Г. Галкова. М.: Институт всемирной истории Российской академии наук, 2010.
- Шелестюк Е. В. О лингвистическом исследовании символа (обзор литературы) // Вопросы языкознания. 1997. № 4.
- Homo viator: путешествие как историко-культурный феномен: материалы Круглого стола «Путешествие как историко-культурный феномен» (апрель 2008 г.) / ред. А. В. Толстиков, И. Г. Галкова. М.: Институт всемирной истории Российской академии наук, 2010.
- Marcel G. Homo Viator: Introduction to the Metaphysic of Hope. L.: Gollancz, 1951.
- Marcel G. Homo viator: Prolégomènes à une métaphysique de l’espérance. P.: Éditions Montaigne, 1944.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 сентября 2024.
- Опубликована: 25 октября 2024.
Ключевые слова
- рекламный туристический нарратив
- образ-концепт “Homo Viator”
- коммуникативно-когнитивные стратегии
- смысловое наполнение и языковая экспликация образа-концепта “Homo Viator”
- tourist advertising narrative
- image-concept “Homo Viator”
- communicative-cognitive strategies
- semantic content and linguistic explication of the image-concept “Homo Viator”
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»