• Научная статья
  • 9 декабря 2024
  • Открытый доступ

Образ-концепт «Новизна» в рекламном туристическом нарративе

Аннотация

Цель исследования – определить особенности репрезентации образа-концепта «Новизна» в рекламном туристическом нарративе. Рассмотрение образа-концепта «Новизна» в рекламном туристическом нарративе ранее не предпринималось, чем и определяется научная новизна работы. Новизна детерминируется также тем, что впервые применительно к рекламному туристическому нарративу выделены такие когнитивно-мотивационные переменные моделирования потенциального поведения потребителя туристской услуги, как «потенциал поведения», «ожидание новизны», «ценность подкрепления новизны» и «ситуация новизны». В статье рассмотрены различные трактовки учеными терминов Новый и Новизна (включая концептуальное содержание и смысловой объем по этимологическим и толковым словарям), концепта и образа, дано авторское понимание данных понятий. В результате исследования выделены мотивы Новизны в рекламном туристическом нарративе: естественные (органические, обусловленные биологической природой человека), индивидуальные (различия в стремлении к новизне и получение нового опыта), символические (терминальные и инструментальные ценности). Языковая составляющая образа-концепта «Новизна» репрезентируется стилистически маркированными и стилистически немаркированными лексико-синтаксическими средствами.

Источники

  1. Бондаревский А. С. Определение понятия «новизна». Формализованный подход // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1.
  2. Виноградова С. Г., Гочева И. В. Мотив как вектор интерпретации побуждения в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 4.
  3. Иванова А. Н. HOMO Vians. Путешествия как потребность в самотрансценденции: автореф. дисс. … к. филос. н. Томск, 2018.
  4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  5. Киреева И. В. Лексико-семантические и лингвокультурные особенности русской кухонно-бытовой лексики: автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2005.
  6. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сборник обзоров. М.: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2000.
  7. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.
  8. Силантьев И. В. Семантическая трактовка мотива в трудах А. Н. Веселовского и О. М. Фрейденберг // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 4 (25).
  9. Стернин И. А., Розенфельд М. Я. Слово и образ. Монография / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2008.
  10. Суворов Н. Н. Новизна в спектре культурных изменений ХХ-ХХ1 веков: модерн, постмодерн, метамодерн // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 1 (42).
  11. Суворов Н. Н., Леонов И. В., Прокуденкова О. В. Новизна культуры: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2021.
  12. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное. М.: Прогресс; Культура, 1995.
  13. Учайкина Е. В. Лексико-фразеологическая репрезентация концепта Университет в текстах воспоминаний: дисс. … к. филол. н. Мытищи, 2023.
  14. Чебышев Ф. А. Семантика ожидания и средства ее выражения в русском языке: дисс. … к. филол. н. Киров, 2017.
  15. Rotter J. B. The Development and Applications of Social Learning Theory: Selected Papers. N. Y.: Praeger, ABC-CLIO, LLC, 1982.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 ноября 2024.
  • Опубликована: 9 декабря 2024.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • образ-концепт «Новизна»
  • новый/новизна
  • естественные, индивидуальные, символические мотивы новизны
  • языковая экспликация образа-концепта «Новизна»
  • tourism advertising narrative
  • image-concept “Novelty”
  • new/novelty
  • natural, individual, symbolic motives of novelty
  • linguistic explication of the image-concept “Novelty”

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)