• Научная статья
  • 9 декабря 2024
  • Открытый доступ

Лингвистическая природа текстов рекламы и интернет-мема

Аннотация

Цель исследования – выявление лингвистических особенностей, коммуникативных функций и механизмов воздействия на аудиторию текстов интернет-мема и рекламы на основе сопоставительного анализа рассматриваемых явлений. В статье рассмотрены интернет-мем и реклама как объекты массового информационно-коммуникационного пространства. Также в работе изучаются рекламные тексты и интернет-мемы как различные формы медиатекстов, обладающие гибридной природой. Проведен анализ межтекстовых связей исследуемых феноменов, что позволило выявить их структурные и содержательные особенности. Особое внимание уделено коммуникативной функции данных текстов, их способности оказывать влияние на реципиента и выполнять роль средств массовой коммуникации. Научная новизна исследования заключается в систематическом сопоставлении текстов интернет-мема и рекламы как различных форм медиаконтента для определения общих и различительных черт обозреваемых феноменов. В результате исследования выявлены подобные формы и общие функции. Установлено, что оба явления существенно различаются по целям и сферам применения, что представляет ценность для дальнейших исследований в области медиалингвистики и цифровой коммуникации.

Источники

  1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учебное пособие. М.: Academia, 2003.
  2. Большиянова Л. М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура: автореф. дисс. … к. филол. н. Л., 1986.
  3. Гуторенко Л. С. Комические креолизованные интернет-мемы в русско-, испано- и англоязычной виртуальной коммуникации: лингвистический аспект и социокультурные особенности: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2019.
  4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2008.
  5. Засурский Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2.
  6. Канашина С. В. Интернет-мем как поликодовый текст // Языковое бытие человека и этноса. 2017. № 19.
  7. Карташова Е. П., Ахмедзянова А. Р. Интернет-мем как основной вид креолизованного текста в самопрезентации «Человека творящего» // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3.
  8. Молчанова Г. Г. Интертекстуальность и мифотехнологии в постмодернистском тексте // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 1.
  9. Некрасова Е. Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378.
  10. Никитина О. А., Гудкова О. А., Зандер Ф. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса // Язык и культура. 2018. № 43.
  11. Пикулева Ю. Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2003.
  12. Пядышева Т. Г. Рекламная коммуникация как мультипликация ценностей современного общества // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3.
  13. Сабадин С. Т. М. Ж. П. Смешанные тексты: креолизованный vs поликодовый vs мультимодальный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 6.
  14. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990.
  15. Терских М. В. Реклама как интертекстуальный феномен: автореф. дисс. … к. филол. н. Омск, 2003.
  16. Фомин А. Г., Габитов Ш. Р. Мем как вирус интернет-коммуникации // Язык и культура. 2023. № 61.
  17. Чистова С. С. Сопоставительное исследование прецедентных феноменов в российской и американской рекламе бытовой техники и транспортных средств: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2009.
  18. Ягодкина М. В. Мемы в интернет-коммуникации // Art Logos (Искусство слова). 2019. № 2 (7).

Информация об авторах

Евтых Элла Ибрагимовна

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Рябинина Алевтина Геннадьевна

к. филол. н.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 октября 2024.
  • Опубликована: 9 декабря 2024.

Ключевые слова

  • медиатекст
  • рекламный текст
  • интернет-мем
  • гибридный текст
  • креолизованный текст
  • media text
  • advertising text
  • Internet meme
  • hybrid text
  • creolized text

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)