• Научная статья
  • 18 декабря 2024
  • Открытый доступ

Лингвостилистическая и метасмысловая репрезентация Холокоста в поэтических произведениях Пауля Целана и Розы Ауслендер

Аннотация

Цель исследования – сравнить текстово-языковые и метасмысловые компоненты (темы, мотивы, идеи) поэтических текстов Пауля Целана и Розы Ауслендер, которые используются для репрезентации геноцида в стихотворении П. Целана «Фуга смерти», в следующих стихотворениях Р. Ауслендер: «Чтобы свет нас не любил», «По ту сторону Буга», а также в некоторых стихотворениях без названия из сборника «Я еще играю». В статье проводится анализ, во-первых, экстралингвистических данных и, во-вторых, анализ языкового материала на лингвостилистическом и метасмысловом уровнях. Научная новизна заключается в выявлении сходств и различий идейно-эстетических средств репрезентации геноцида в указанных выше произведениях, а также факторов, обуславливающих их художественное своеобразие. В результате исследования было выявлено, что, передавая образ Холокоста как следствие преступлений фашистов против человечности, поэты соединяют несоединимое: искусство и варварство (смерть отождествляется у Р. Ауслендер с режиссером, у П. Целана – с дирижером). Анализ на текстово-языковом уровне выявил разную структуру стихотворений (верлибр у Р. Ауслендер и имитация фуги у П. Целана), а также их плотную метафоричность. Анализ на метасмысловом уровне показал, что для репрезентации геноцида оба поэта прибегают к похожим образам: многовековой покорности еврейского народа, его жертвенной роли. Специфическая репрезентация Холокоста в анализируемых произведениях вызывает сильный эмоциональный отклик у читателя.

Источники

  1. Алиева Г. Н., Курбанова О. В. Лингвостилистический анализ поэтического текста в практике вузовского преподавания // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1.
  2. Баскакова Т. А. Несколько мыслей о стихах Пауля Целана // Новое литературное обозрение. 2020. № 5.
  3. Васильева Э. Традиция и литература о Холокосте. Klaipeda: Klaipeda University Press, 2014.
  4. Воротникова А. Э. Образ Холокоста в стихотворениях «Фуга смерти» П. Целана и «Леди Лазарь» С. Плат // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2017. № 3.
  5. Гаспаров М. Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики / отв. ред. д-р филол. наук В. П. Григорьев. М.: Наука, 1988.
  6. Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Статьи о лингвистике стиха. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  7. Глазова А. С. Пауль Целан: существо // Новое литературное обозрение. 2003. № 3.
  8. Иванова А. И. Проблема передачи идиостиля и идиолекта в художественном переводе // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 3.
  9. Куликов Ю. Никого-Роза и Никогда Сердца. Переводчики – о Пауле Целане и его поэзии. 2020. https://gorky.media/context/nikogo-roza-i-nikogda-serdtsa/?ysclid=lzyykgmcrm652262630
  10. Левандовская Н. Н. Воспоминания об одном городе. 2012. https://membook.ru/pdf/auslender_3-30.pdf
  11. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста / вступ. ст. М. Л. Гаспарова. СПб.: Искусство-СПб, 1996.
  12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2016.
  13. Мукаржовский Я. О поэтическом языке // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М.: Школа «Языки рус. культуры»; Кошелев, 1996.
  14. Синило Г. В. Топосы розы и сада в лирике Розы Ауслендер (к проблеме жизни слова и образа в тексте и контексте культуры) // Романо-германская филология в контексте науки и культуры: международный сборник научных статей. Новополоцк: Полоцкий государственный ун-т, 2013.
  15. Шуаипова А. А. Особенности поэтического языка современной немецкоязычной женской поэзии второй половины XX – начала XXI в. (на материале поэтических текстов Ингеборг Бахман, Маши Калеко, Эвы Штриттматтер) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021а. Т. 14. Вып. 10.
  16. Шуаипова А. А. Эстетический потенциал слова и его реализация в поэтическом тексте (на материале немецкоязычной женской поэзии второй половины XX – начала XXI века): дисс. … к. филол. н. М., 2021b.
  17. Helfrich C. Es ist ein Aschensommer in der Welt: Rose Ausländer: Biographie. Weinheim: Quadriga, 1995.
  18. Johnson M. Wounded language: Paul Celan and German poetry after the Holocaust // Columbia Journal of Literary Criticism. 2013. Vol. 11.
  19. Schnell R. Geschichte der deutschsprachigen Literatur seit 1945. Stuttgart: Metzler, 1993.

Информация об авторах

Макарова Юлия Александровна

Новосибирский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 октября 2024.
  • Опубликована: 18 декабря 2024.

Ключевые слова

  • языковая и идейно-эстетическая репрезентация геноцида
  • немецкая поэзия середины XX века
  • поэтические произведения о Холокосте Пауля Целана и Розы Ауслендер
  • послевоенная поэзия Германии
  • linguistic and ideo-aesthetic representation of genocide
  • mid-20th-century German poetry
  • Holocaust poetry of Paul Celan and Rose Ausländer
  • post-war German poetry

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)