Работа над образом литературного персонажа на основе лингвистической реконструкции семантической модели «Человек» в контексте реализации метапредметного подхода
Аннотация
Цель исследования – описать методику изучения образа персонажа в предметной области «Русский язык и литература», позволяющую реализовывать метапредметный подход на ступени основного общего образования и способствующую формированию целостной картины мира обучающихся в процессе лингвистического анализа образа литературного персонажа художественного произведения. В настоящей статье рассмотрена методика использования приёма реконструкции лингвистической модели семантической сферы «Человек» при изучении образа персонажа на интегрированных факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые применяется адаптированный к практике школьного обучения приём реконструкции лингвистической модели семантической сферы «Человек» в предметной области «Русский язык и литература». Результатом исследования явились методические рекомендации для учителей русского языка и литературы, включающие контент разработанных авторами статьи заданий. В результате исследования также было выявлено, что в случае системного и методически обоснованного использования приёма реконструкции лингвистической модели семантической сферы «Человек» повышается эффективность учебного процесса, происходит стимулирование интереса к изучению русского языка и литературы, а также повышение мотивации обучающихся.
Источники
- Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка (попытка системного описания) // Вопросы языкознания. 1995. № 1.
- Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: ФГАГУ ФИРО, 2011.
- Бринюк Е. В. Специфика репрезентации концепта «человек» в учебном креолизованном тексте по русскому языку как иностранному // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 1 (20).
- Воркачев С. Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени: монография. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2017.
- Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. 2006. https://multiurok.ru/files/gromyko-n-v-statia-mysledeiatelnostnaia-pedagogika.html?login=ok&ysclid=m551kb4cnv706683870
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Мн.: Технопринт, 2000.
- Дейкина А. Д. Лингвометодический аспект координации обучения русскому языку и общеобразовательным предметам // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Роль русского языка в формировании российской идентичности: образовательные аспекты: материалы VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 2023 г.) / сост. и ред. О. Е. Дроздова, О. И. Авдеева, О. А. Сальникова, В. С. Сергеев, М. И. Шаповалов. М.: МПГУ, 2023.
- Дейкина А. Д. Метаметодический подход в преподавании русского языка // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
- Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения // Мир русского слова. 2020a. № 3.
- Дроздова О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020b.
- Закирова О. В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: дисс. … к. филол. н. Киров, 2007.
- Колесник Л. А. Методические рекомендации для работы над системой персонажей в процессе преподавания русской классики XIX века // Probleme ale ştiinţelor socioumanistice şi modernizării învăţământului: мaterialele conferinței științifice anuale a profesorilor și cercetătorilor UPS “Ion Creangă” (Chișinău, 22-23 martie 2018). Chișinău: UPS “Ion Creangă”, 2018. Seria 20. Vol. 3.
- Колышева Е. Ю. Электронный словарь концептов в процессе школьного филологического образования // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: Книжный дом, 2017.
- Кондрашова Н. В., Кокошникова Н. А. Русский язык как иностранный. Разговорные темы: учебное пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2016.
- Куваева Л. В. Трансдисциплинарный подход в формировании межкультурной грамотности студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77).
- Кумбашева Ю. А. Человек в современном мире: учеб. пособие по разговорной практике. М.: Флинта; Наука, 2006.
- Лапшина О. Г. Социальная составляющая языкового образа человека (на материале предметных фразеологизмов): автореф. дисс. … к. филол. н. Тюмень, 2008.
- Малкова Ю. В. Развитие концептуального мышления школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
- Малышев К. Б., Неволина О. Ю. Применение психологических типологий в анализе образов персонажей на уроках литературы в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6.
- Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2010.
- Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (к двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020а. Т. 81. № 4.
- Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: Книжный дом, 2022.
- Мишатина Н. Л. «Эффект бабочки», или Смысловое чтение на метапредметных уроках // Русский язык в школе. 2020b. Т. 81. № 3.
- Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма: синергетика образования: сборник / отв. ред. В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
- Новикова Т. Ф. На пути к метапредмету: интегрированные «уроки одного слова» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
- Одинцова М. П. К теории образа человека в языковой картине мира // Язык. Человек. Картина мира: лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка): в 2 ч. / отв. ред. М. П. Одинцова. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. Ч. 1.
- Сафонова Е. В. Нравственно-эстетический аспект образа-персонажа в системе школьного анализа (на материале прозы А. С. Пушкина в 6-8 классах): автореф. дисс. … к. пед. н. Самара, 2005.
- Хуторской А. В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования // Вестник Института образования человека. 2017. № 2.
- Хуторской А. В., Андрианова Г. А. Время как элемент метапредметного содержания образования // Вестник Института образования человека. 2022. № 1.
- Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы междунар. конф. (5-7 октября 2011 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
- Шерстобитова И. А. Концептный анализ на уроках словесности: эмоциогенность текста стихотворения в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева // Русский язык в школе. 2021a. Т. 82. № 4.
- Шерстобитова И. А. Формирование функциональной грамотности на основе методологии концептного анализа // Язык, общество, человек: материалы VII международного педагогического форума (г. Санкт-Петербург – Москва, 4-7 декабря 2020 г.) / ред. кол.: С. И. Богданов, С. В. Друговейко-Должанская и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021b.
- Шутан М. И. О принципах работы с концептами на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 1.
- Шутан М. И. О работе с материалами словарей при изучении концептов на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2021. № 82 (3).
- Chernikova N. V., Podolskaya A. A., Fedotov A. N., Sidorova I. V. The Effectiveness of Linguocultural Design in the Educational Process of Secondary School // Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST-II 2021). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116 / ed. by I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, A. S. Budagov. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.136
- Chernikova N. V., Sidorova I. V., Shvetsova V. M. Linguo-conceptual analysis as an effective technology for organizing scientific and educational activities // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. http://dx.doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1/012192
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 8 ноября 2024.
- Опубликована: 27 декабря 2024.
Ключевые слова
- метапредметный подход
- образ литературного персонажа
- приём лингвистической реконструкции
- лингвистическая модель семантической сферы «Человек»
- методика преподавания русского языка
- методика преподавания литературы
- meta-objective approach
- image of a literary character
- technique of linguistic reconstruction
- linguistic model of the semantic sphere "Person"
- methodology of teaching the Russian language
- methodology of teaching literature
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»