• Научная статья
  • 27 декабря 2024
  • Открытый доступ

Работа над образом литературного персонажа на основе лингвистической реконструкции семантической модели «Человек» в контексте реализации метапредметного подхода

Аннотация

Цель исследования – описать методику изучения образа персонажа в предметной области «Русский язык и литература», позволяющую реализовывать метапредметный подход на ступени основного общего образования и способствующую формированию целостной картины мира обучающихся в процессе лингвистического анализа образа литературного персонажа художественного произведения. В настоящей статье рассмотрена методика использования приёма реконструкции лингвистической модели семантической сферы «Человек» при изучении образа персонажа на интегрированных факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые применяется адаптированный к практике школьного обучения приём реконструкции лингвистической модели семантической сферы «Человек» в предметной области «Русский язык и литература». Результатом исследования явились методические рекомендации для учителей русского языка и литературы, включающие контент разработанных авторами статьи заданий. В результате исследования также было выявлено, что в случае системного и методически обоснованного использования приёма реконструкции лингвистической модели семантической сферы «Человек» повышается эффективность учебного процесса, происходит стимулирование интереса к изучению русского языка и литературы, а также повышение мотивации обучающихся.

Источники

  1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка (попытка системного описания) // Вопросы языкознания. 1995. № 1.
  2. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: ФГАГУ ФИРО, 2011.
  3. Бринюк Е. В. Специфика репрезентации концепта «человек» в учебном креолизованном тексте по русскому языку как иностранному // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 1 (20).
  4. Воркачев С. Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени: монография. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2017.
  5. Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. 2006. https://multiurok.ru/files/gromyko-n-v-statia-mysledeiatelnostnaia-pedagogika.html?login=ok&ysclid=m551kb4cnv706683870
  6. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Мн.: Технопринт, 2000.
  7. Дейкина А. Д. Лингвометодический аспект координации обучения русскому языку и общеобразовательным предметам // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Роль русского языка в формировании российской идентичности: образовательные аспекты: материалы VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 2023 г.) / сост. и ред. О. Е. Дроздова, О. И. Авдеева, О. А. Сальникова, В. С. Сергеев, М. И. Шаповалов. М.: МПГУ, 2023.
  8. Дейкина А. Д. Метаметодический подход в преподавании русского языка // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
  9. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения // Мир русского слова. 2020a. № 3.
  10. Дроздова О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020b.
  11. Закирова О. В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: дисс. … к. филол. н. Киров, 2007.
  12. Колесник Л. А. Методические рекомендации для работы над системой персонажей в процессе преподавания русской классики XIX века // Probleme ale ştiinţelor socioumanistice şi modernizării învăţământului: мaterialele conferinței științifice anuale a profesorilor și cercetătorilor UPS “Ion Creangă” (Chișinău, 22-23 martie 2018). Chișinău: UPS “Ion Creangă”, 2018. Seria 20. Vol. 3.
  13. Колышева Е. Ю. Электронный словарь концептов в процессе школьного филологического образования // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: Книжный дом, 2017.
  14. Кондрашова Н. В., Кокошникова Н. А. Русский язык как иностранный. Разговорные темы: учебное пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2016.
  15. Куваева Л. В. Трансдисциплинарный подход в формировании межкультурной грамотности студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77).
  16. Кумбашева Ю. А. Человек в современном мире: учеб. пособие по разговорной практике. М.: Флинта; Наука, 2006.
  17. Лапшина О. Г. Социальная составляющая языкового образа человека (на материале предметных фразеологизмов): автореф. дисс. … к. филол. н. Тюмень, 2008.
  18. Малкова Ю. В. Развитие концептуального мышления школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
  19. Малышев К. Б., Неволина О. Ю. Применение психологических типологий в анализе образов персонажей на уроках литературы в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6.
  20. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2010.
  21. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (к двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020а. Т. 81. № 4.
  22. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: Книжный дом, 2022.
  23. Мишатина Н. Л. «Эффект бабочки», или Смысловое чтение на метапредметных уроках // Русский язык в школе. 2020b. Т. 81. № 3.
  24. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма: синергетика образования: сборник / отв. ред. В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  25. Новикова Т. Ф. На пути к метапредмету: интегрированные «уроки одного слова» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
  26. Одинцова М. П. К теории образа человека в языковой картине мира // Язык. Человек. Картина мира: лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка): в 2 ч. / отв. ред. М. П. Одинцова. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. Ч. 1.
  27. Сафонова Е. В. Нравственно-эстетический аспект образа-персонажа в системе школьного анализа (на материале прозы А. С. Пушкина в 6-8 классах): автореф. дисс. … к. пед. н. Самара, 2005.
  28. Хуторской А. В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования // Вестник Института образования человека. 2017. № 2.
  29. Хуторской А. В., Андрианова Г. А. Время как элемент метапредметного содержания образования // Вестник Института образования человека. 2022. № 1.
  30. Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы междунар. конф. (5-7 октября 2011 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
  31. Шерстобитова И. А. Концептный анализ на уроках словесности: эмоциогенность текста стихотворения в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева // Русский язык в школе. 2021a. Т. 82. № 4.
  32. Шерстобитова И. А. Формирование функциональной грамотности на основе методологии концептного анализа // Язык, общество, человек: материалы VII международного педагогического форума (г. Санкт-Петербург – Москва, 4-7 декабря 2020 г.) / ред. кол.: С. И. Богданов, С. В. Друговейко-Должанская и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021b.
  33. Шутан М. И. О принципах работы с концептами на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 1.
  34. Шутан М. И. О работе с материалами словарей при изучении концептов на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2021. № 82 (3).
  35. Chernikova N. V., Podolskaya A. A., Fedotov A. N., Sidorova I. V. The Effectiveness of Linguocultural Design in the Educational Process of Secondary School // Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST-II 2021). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116 / ed. by I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, A. S. Budagov. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.136
  36. Chernikova N. V., Sidorova I. V., Shvetsova V. M. Linguo-conceptual analysis as an effective technology for organizing scientific and educational activities // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. http://dx.doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1/012192

Информация об авторах

Закирова Оксана Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Пупышева Евгения Леонидовна

к. пед. н., доц.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 ноября 2024.
  • Опубликована: 27 декабря 2024.

Ключевые слова

  • метапредметный подход
  • образ литературного персонажа
  • приём лингвистической реконструкции
  • лингвистическая модель семантической сферы «Человек»
  • методика преподавания русского языка
  • методика преподавания литературы
  • meta-objective approach
  • image of a literary character
  • technique of linguistic reconstruction
  • linguistic model of the semantic sphere "Person"
  • methodology of teaching the Russian language
  • methodology of teaching literature

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)