Work on the image of a literary character based on the linguistic reconstruction of the semantic model "Person" in the context of the implementation of a meta-objective approach
Abstract
The purpose of the study is to describe a methodology for exploring the image of a character in the subject area "Russian Language and Literature", which allows for the implementation of a meta–subject approach at the stage of basic general education and contributes to the formation of a students’ holistic picture of the world in the process of linguistic analysis of a literary character image in a work of art. This article discusses the methodology of using the technique of reconstructing the linguistic model of the semantic sphere "Person" when studying the image of a character in integrated elective classes in Russian language and literature. The novelty of the research lies in the fact that it is the first time that it uses a method adapted to the practice of school education for reconstructing the linguistic model of the semantic sphere "Person" in the subject area "Russian Language and Literature". The result of the study was methodological recommendations for teachers of Russian language and literature, including the content of assignments developed by the authors of the article. The study also revealed that in the case of systematic and methodologically sound use of the technique of reconstructing the linguistic model of the semantic sphere "Person", the effectiveness of the educational process increases, interest in learning the Russian language and literature is stimulated, as well as the motivation of students is increased.
References
- Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка (попытка системного описания) // Вопросы языкознания. 1995. № 1.
- Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: ФГАГУ ФИРО, 2011.
- Бринюк Е. В. Специфика репрезентации концепта «человек» в учебном креолизованном тексте по русскому языку как иностранному // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 1 (20).
- Воркачев С. Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени: монография. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2017.
- Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. 2006. https://multiurok.ru/files/gromyko-n-v-statia-mysledeiatelnostnaia-pedagogika.html?login=ok&ysclid=m551kb4cnv706683870
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Мн.: Технопринт, 2000.
- Дейкина А. Д. Лингвометодический аспект координации обучения русскому языку и общеобразовательным предметам // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Роль русского языка в формировании российской идентичности: образовательные аспекты: материалы VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 2023 г.) / сост. и ред. О. Е. Дроздова, О. И. Авдеева, О. А. Сальникова, В. С. Сергеев, М. И. Шаповалов. М.: МПГУ, 2023.
- Дейкина А. Д. Метаметодический подход в преподавании русского языка // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
- Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения // Мир русского слова. 2020a. № 3.
- Дроздова О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020b.
- Закирова О. В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: дисс. … к. филол. н. Киров, 2007.
- Колесник Л. А. Методические рекомендации для работы над системой персонажей в процессе преподавания русской классики XIX века // Probleme ale ştiinţelor socioumanistice şi modernizării învăţământului: мaterialele conferinței științifice anuale a profesorilor și cercetătorilor UPS “Ion Creangă” (Chișinău, 22-23 martie 2018). Chișinău: UPS “Ion Creangă”, 2018. Seria 20. Vol. 3.
- Колышева Е. Ю. Электронный словарь концептов в процессе школьного филологического образования // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: Книжный дом, 2017.
- Кондрашова Н. В., Кокошникова Н. А. Русский язык как иностранный. Разговорные темы: учебное пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2016.
- Куваева Л. В. Трансдисциплинарный подход в формировании межкультурной грамотности студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77).
- Кумбашева Ю. А. Человек в современном мире: учеб. пособие по разговорной практике. М.: Флинта; Наука, 2006.
- Лапшина О. Г. Социальная составляющая языкового образа человека (на материале предметных фразеологизмов): автореф. дисс. … к. филол. н. Тюмень, 2008.
- Малкова Ю. В. Развитие концептуального мышления школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
- Малышев К. Б., Неволина О. Ю. Применение психологических типологий в анализе образов персонажей на уроках литературы в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6.
- Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2010.
- Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (к двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020а. Т. 81. № 4.
- Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: Книжный дом, 2022.
- Мишатина Н. Л. «Эффект бабочки», или Смысловое чтение на метапредметных уроках // Русский язык в школе. 2020b. Т. 81. № 3.
- Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма: синергетика образования: сборник / отв. ред. В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
- Новикова Т. Ф. На пути к метапредмету: интегрированные «уроки одного слова» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
- Одинцова М. П. К теории образа человека в языковой картине мира // Язык. Человек. Картина мира: лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка): в 2 ч. / отв. ред. М. П. Одинцова. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. Ч. 1.
- Сафонова Е. В. Нравственно-эстетический аспект образа-персонажа в системе школьного анализа (на материале прозы А. С. Пушкина в 6-8 классах): автореф. дисс. … к. пед. н. Самара, 2005.
- Хуторской А. В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования // Вестник Института образования человека. 2017. № 2.
- Хуторской А. В., Андрианова Г. А. Время как элемент метапредметного содержания образования // Вестник Института образования человека. 2022. № 1.
- Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы междунар. конф. (5-7 октября 2011 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
- Шерстобитова И. А. Концептный анализ на уроках словесности: эмоциогенность текста стихотворения в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева // Русский язык в школе. 2021a. Т. 82. № 4.
- Шерстобитова И. А. Формирование функциональной грамотности на основе методологии концептного анализа // Язык, общество, человек: материалы VII международного педагогического форума (г. Санкт-Петербург – Москва, 4-7 декабря 2020 г.) / ред. кол.: С. И. Богданов, С. В. Друговейко-Должанская и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021b.
- Шутан М. И. О принципах работы с концептами на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 1.
- Шутан М. И. О работе с материалами словарей при изучении концептов на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2021. № 82 (3).
- Chernikova N. V., Podolskaya A. A., Fedotov A. N., Sidorova I. V. The Effectiveness of Linguocultural Design in the Educational Process of Secondary School // Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST-II 2021). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116 / ed. by I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, A. S. Budagov. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.136
- Chernikova N. V., Sidorova I. V., Shvetsova V. M. Linguo-conceptual analysis as an effective technology for organizing scientific and educational activities // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. http://dx.doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1/012192
Author information
About this article
Publication history
- Received: November 8, 2024.
- Published: December 27, 2024.
Keywords
- метапредметный подход
- образ литературного персонажа
- приём лингвистической реконструкции
- лингвистическая модель семантической сферы «Человек»
- методика преподавания русского языка
- методика преподавания литературы
- meta-objective approach
- image of a literary character
- technique of linguistic reconstruction
- linguistic model of the semantic sphere "Person"
- methodology of teaching the Russian language
- methodology of teaching literature
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC