• Научная статья
  • 27 декабря 2024
  • Открытый доступ

Репрезентация повседневности Прекрасной эпохи в книге Джулиана Барнса «Портрет мужчины в красном»

Аннотация

Целью исследования является выявление форм репрезентации идеологической составляющей повседневности Прекрасной эпохи в книге Д. Барнса «Портрет мужчины в красном». Научная новизна исследования обусловлена его теоретическим ракурсом, позволившим дополнить представления о потенциале документально-художественной прозы, обращенной к изображению обыденной жизни конкретной исторической эпохи. В статье освещается важность темы исторической памяти для литературы Великобритании после 1945 года и осмысление ее Барнсом на протяжении всего его творческого пути. Показана закономерность как обращения его к истории Франции рубежа ХIХ-ХХ веков, так и выбора средства ее презентации – изображения повседневной жизни. Полученные результаты показали, что в анализируемом произведении Д. Барнс создает документально достоверный и художественно убедительный образ парижской повседневной жизни эпохи рубежа ХIХ-ХХ веков. Коллаж, составленный из фактов и подробностей, экфрасисов и фотографических изображений, каталогов и «кунсткамер», скрепляется образами, представляющими весьма различные идеологии. Автор полагает, что напоминание о свободе мышления этого времени позволит его современникам преодолеть узость социального мышления, заключающуюся прежде всего в шовинизме.

Источники

  1. Богомолова М. А. Коллажное мышление в изобразительном искусстве постмодерна // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 8 (32).
  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.: в 3 т. М.: Весь мир, 2006. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное.
  3. Ефимов А. В. Нарративная стратегия проявления в «Портрете мужчины в красном» Дж. Барнса // Российский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 16.
  4. Иоскевич М. М. Повседневность в изображенном мире художественного произведения // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2019. № 2.
  5. Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М.: Флинта, 2004.
  6. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
  7. Новокрещеных И. А. Джулиан Барнс. Англичане и Франция: аспекты темы // История зарубежной литературы. Современная английская литература / под общ. ред. В. А. Бячковой. Пермь, 2018.
  8. Струкова Т. Г. Повседневность и литература // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010. № 4.
  9. Царева Е. В. Документальное и художественное в книге Джулиана Барнса «Портрет мужчины в красном» // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2023. № 3.
  10. Damrosch L. Hanging with the Wits and Dandies of the Belle Époque // The New York Times. 21.02.2020. https://www.nytimes.com/2020/02/21/books/review/the-man-in-the-red-coat-julian-barnes.html
  11. Lowenthal D. The Past Is a Foreign Country. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
  12. Samuel R. Theatres of Memory: in 3 vols. L.: Verso, 1996. Vol. 1. Past and Present in Contemporary Culture.
  13. Williams L. B. Modernism and the Ideology of History: Literature, Politics, and the Past. N. Y.: Cambridge University Press, 2002.

Информация об авторах

Новикова Вера Григорьевна

д. филол. н., проф.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 ноября 2024.
  • Опубликована: 27 декабря 2024.

Ключевые слова

  • повседневность Прекрасной эпохи
  • Джулиан Барнс
  • коллаж повседневности
  • книга «Портрет мужчины в красном»
  • аксиология повседневности
  • everyday life of the Belle Epoque
  • Julian Barnes
  • collage of everyday life
  • book “The Man in the Red Coat”
  • axiology of everyday life

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)