Способы номинации поколений в диахронической перспективе на материале английского и русского языков
Аннотация
Цель исследования – определить языковые и внеязыковые факторы, детерминирующие регулярное использование в историко-культурном нарративе словосочетаний, именующих различные группы людей на основе поколенческого критерия. В статье в хронологической перспективе анализируются ономасиологические, структурно-семантические и лингвокультурные особенности атрибутивных сочетаний с существительным «поколение» (generation), возникающих первоначально в английском языке, а затем транслирующихся в другие языки мира и приобретающих статус интернационализмов. Обосновывается, что на смену первичным формам номинаций, представленных сочетаниями, образованными по модели «Adj + поколение (generation)», приходят сочетания со словом “generation” в препозиции и идентификационным маркером в постпозиции, представленным с помощью буквы-символа. Кроме структурно-формальных показателей, выявляются лингвокогнитивные основания возникновения номинаций данного типа, описывается степень их мотивированности внеязыковыми факторами. Научная новизна выполненного исследования определяется тем, что в результате комплексного анализа были впервые выявлены уникальные устойчивые номинации, отражающие собирательные характеристики различных поколений. Полученные результаты показали, что основанные на временном локусе номинации поколений развиваются в направлении терминологичности, выражающейся в смене адъективной структуры предикативным сочетанием с буквой-символом в роли основного идентификатора. Типовой структурой становятся ономасиологические модели типа ‘Generation X, Y, Z’ (Поколение Х, Y, Z ). Происходит также постепенная утрата мотивации внутренней формы наименования посредством указания на связь людей с определенными историческими или социальными событиями. Основным ономасиологическим признаком в присвоении имени различным категориям поколений становится характер их отношения к интернет-технологиям, что отражает основные характеристики современного медиатизированного общества.
Источники
- Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Экономика и менеджмент». 2014. Т. 8. № 1.
- Глинская Н. П. Темпоральный когниотип в англоязычной психологической терминологии // Когнитивные исследования языка. 2023. № 1 (52).
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
- Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55).
- Николина Н. А., Рацибурская Л. В. Современное русское словообразование: функционально-динамический аспект. М.: Флинта, 2023.
- Рацибурская Л. В. Ключевые элементы деривационного пространства в современных словообразовательных процессах // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7.
- Рытова Т. А. «Поколение» как категория современного литературного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 4 (8).
- Тихонова И. Б. Когнитивный потенциал метафоры в профессиональном дискурсе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2 (82).
- Цуканова Е. В., Мишанкина Н. А. Механизмы моделирования семантики метафорического термина (на материале юридической терминологии) // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500.
- Шаклеин В. М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. М.: Флинта, 2012.
- Шамис Е. М., Никонов Е. Н. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Университет «Синергия», 2017.
- Шкапенко Т. М., Ваулина С. С. Проблемы терминологизации и теоретического описания уровней языковой деривации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19. № 6.
- Dokulil M. Tvoreni slov v cestine: 3 sv. Praha, 1962. Sv. I. Teorie odvozoväni slov.
- Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y., 1991.
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. Iss. 5.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 10 декабря 2024.
- Опубликована: 29 января 2025.
Ключевые слова
- теория поколений
- атрибутивные сочетания
- ономасиологические модели Generation X, Y, Z
- Поколение Х, Y, Z
- цифровая грамотность поколений
- theory of generations
- attributive combinations
- onomasiological models ‘Generation X, Y, Z’
- Generation X, Y, Z
- digital literacy of generations
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»