• Научная статья
  • 3 февраля 2025
  • Открытый доступ

Пространство как один из ключевых элементов нарратива романа Уильяма Морриса «Колодец на краю света»

Аннотация

Целью исследования является осмысление языковых средств и стилистических приемов для описания характеристик пространства в романе Уильяма Морриса. В жанре фэнтезийной литературы особое значение имеет описание пространства, в котором автор разворачивает сюжет. В романе Уильяма Морриса «Колодец на краю света», яркого представителя фэнтезийной литературы, пространство играет центральную роль. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе, сочетающем методы лингвистического анализа с элементами литературоведения и философии. Проведенный автором статьи анализ романа У. Морриса позволяет показать пространство как многослойное явление, объединяющее реальные и вымышленные элементы, выполняющее не только эстетические, но и концептуальные функции. В результате были определены его функции в развитии сюжета, формировании персонажей и восприятии текста читателем. Подчеркивается, что процесс становления собственно пространственных элементов активными участниками авторского замысла, так же как и используемые У. Моррисом метафоры, эпитеты и сенсорные образы, отражает философские и эмоциональные аспекты произведения.

Источники

  1. Антонова М. В., Федорчук М. А. Специфика пространства в романтическом фэнтези // Язык и текст. 2022. Т. 9. № 2. https://doi.org/10.17759/langt.2022090205
  2. Греймас А. Ж. Структурная семантика: поиск метода / пер. с франц. Л. Зиминой. М.: Академический Проект, 2004.
  3. Дейк Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике: сборник научных статей. М., 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка.
  4. Лаврентьева И. В. Когезия. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного технического университета, 2004.
  5. Норкина Е. А., Полетаева Е. Д., Резепова Н. В. Феномен фантастического в когнитивном пространстве художественного текста // Миссия конфессий. 2019. Т. 8. № 5 (40).
  6. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Изд-е 3-е. М.: ЭКСМО, 2010.
  7. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928.
  8. Седых Э. В. Творчество Уильяма Морриса в контексте эстетизации Средневековья и взаимодействия литературы с другими видами искусства: дисс. … д. филол. н. СПб., 2009.
  9. Сорокин Ю. А. Ментальная реконструкция образа автора // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. М.: Диалог-МГУ, 1997. Вып. 1.
  10. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: Гуманитарный центр, 2009.
  11. Beaugrande R. de, Dressler W. U.Introduction to Text Linguistics // XIV Congress of Linguists. Berlin, 1987.
  12. Dijk T. van, Kintsch W. Strategies of Discourse Comprehension. N. Y.: Academic Press, 1983.

Информация об авторах

Стародубцева Елена Алексеевна

к. пед. н., доц.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 декабря 2024.
  • Опубликована: 3 февраля 2025.

Ключевые слова

  • произведения жанра фэнтези
  • символика пространства
  • выразительные средства языка
  • сенсорные образы
  • роман Уильяма Морриса «Колодец на краю света»
  • works of the fantasy genre
  • symbolism of space
  • means of linguistic expression
  • sensory images
  • William Morris’s novel “The Well at the World’s End”

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)