• Научная статья
  • 17 апреля 2025
  • Открытый доступ

Предметы как средства коммуникации: текстологические и функциональные параметры декоративных текстов

Аннотация

В статье анализируются декоративные тексты – тексты, нанесенные на поверхности различных объектов действительности, которые, наряду с бумажными и цифровыми носителями, являются современными коммуникативными средствами. Цель исследования состоит в обосновании идеи о том, что декоративные тексты, размещенные на различных объектах действительности – предметах и элементах пространства, − являются эффективным средством коммуникации за счет особенностей своей текстологической организации и функциональных возможностей. Научная новизна заключается в изучении декоративных текстов как особого лингвистического феномена современного коммуникативного пространства, в котором размещение текста на поверхности предмета становится продуктивным способом опосредованной коммуникации. В результате доказано, что декоративные тексты являются малоформатными, прецедентными, лингвокреативными и выступают в качестве прагматически эффективного вербального атрибута, позволяющего языковой личности вступать в опосредованный диалог с внешним миром, формировать определенный образ в глазах реципиентов. Декоративные тексты как самостоятельные текстовые новообразования выполняют различные функции в зависимости от коммуникативной цели и экстравербальных факторов – поверхности, на которой они размещены. Декоративные тексты являются не только визуально-смысловым украшением объектов действительности, но и ярким языковым феноменом современного языкового пространства.

Источники

  1. Абрамова С. Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи // Logoset Praxis. 2017. Т. 16. № 3.
  2. Анисимова Е. Д. Специфика малоформатных текстов франкоязычной социальной интернет-рекламы: лингвопрагматический анализ: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2024.
  3. Башкатова Н. В. Классификация сверхкоротких текстов // Вестник филологических наук. 2024. Т. 4. № 3.
  4. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. «Куда идем? Большой вопрос…»: прагматика креатива в современном медийном дискурсе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2013. № 3.
  5. Грохотова К. В., Винокурова М. В. Использование инструментов интернет-маркетинга в качестве механизма продвижения услуг // Global & Regional Research. 2021. Т. 3. № 2.
  6. Захарова Н. Н. Одежда как способ вербальной коммуникации // Слово в русской культуре и межкультурной коммуникации: материалы науч. семинара, посвященного 50-летию МАПРЯЛ. Тула: Тульский гос. ун-т, 2017.
  7. Зуйкина К. Л., Агабабова Т. М. Особенности формирования личного бренда специалиста в сфере связей с общественностью // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. T. 11. № 3.
  8. Иванов Е. Е. Афоризм как объект лингвистики: основные признаки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Вып. 11. № 4.
  9. Иванян Е. П. Проблемы лингвоэкологии в свете лингвистики креатива // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2.
  10. Ивус О. Н. Слоган на одежде: история, сущность и функционирование // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (17).
  11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
  12. Кузьмина Н. А. Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные категории медиадискурса // Медиаскоп. 2011. № 1. http://www.mediascope.ru/node/755
  13. Мартынова Е. М. Вербальная коммуникация посредством вестиментарного облика // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1.
  14. Непомнящих Е. А. Двухфазовые креативные тексты как новый жанр поздравительного дискурса // Филология и культура. Philology and culture. 2024. № 2.
  15. Непомнящих Е. А. Креативные тексты на автомобилях: особенности функционирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2025. № 3.
  16. Непомнящих Е. А. Тексты-статусы в социальных сетях России и Кореи как субжанр веб-сети // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1.
  17. Непомнящих Е. А., Бойко И. В., Литовкина А. М. Экспансия субжанра статус в современной лингвокультуре // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2023. № 1.
  18. Терских М. В. Приемы слоганистики в социальной рекламе: структурные и содержательные особенности // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13. № 2.
  19. Черкунова М. В. Современные малоформатные тексты: факторы внешней среды как предпосылки сокращения текстового объема (опыт системного анализа) // Культура и текст. 2022. № 3.
  20. Шарифуллин Б. Я. Вербально-иконические тексты на предметах одежды: герменевтика и прагматика // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2009. № 3.
  21. Шурупова М. В. К вопросу о языковом выражении смысловой нагрузки надписей на предметах верхней одежды // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы междунар. научно-практ. конф. Вологда: Маркер, 2016.

Информация об авторах

Непомнящих Екатерина Александровна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2025.
  • Опубликована: 17 апреля 2025.

Ключевые слова

  • декоративный текст
  • тексты на предметах
  • малоформатный текст
  • самопрезентация
  • опосредованная коммуникация
  • decorative text
  • texts on objects
  • short-form text
  • self-presentation
  • mediated communication

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)