• Научная статья
  • 29 апреля 2025
  • Открытый доступ

Ценностно-смысловые приоритеты студентов неязыковых специальностей на начальном этапе изучения иностранного языка

Аннотация

Цель исследования – выявить ценностно-смысловые приоритеты студентов-нелингвистов на начальном этапе изучения иностранного языка в вузе. Лингвистический анализ высказываний студентов, их реакций на мотивационные вопросы позволил выявить прагматиконы мотивационных профилей респондентов, систематизировать их по степени автономии в соответствии с теорией самодетерминации (Э. Дэси, Р. Райан) и определить ценностно-смысловые приоритеты. Научная новизна работы заключается в рассмотрении мотивации как континуума самодетерминации, что способствовало более глубокому и динамичному представлению мотивационных процессов. В результате проведенного исследования установлено, что на начальном этапе обучения иностранному языку в вузе обучающиеся демонстрируют высокий мотивационный потенциал, который при соблюдении лингводидактических принципов иноязычного образования позволяет добиться необходимых достижений в формировании иноязычной компетенции.

Источники

  1. Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Обучение студентов-нелингвистов иноязычной коммуникации в профессиональном дискурсе: мотивационный аспект // Язык и культура. 2023. № 62.
  2. Анисимова А. Т. К вопросу о содержании и условиях реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023a. Т. 42. № 1.
  3. Анисимова А. Т. Роль аутентичных текстов в обучении иностранному языку на начальном этапе подготовки // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник научных трудов VIII Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной Году педагога и наставника в России и Году русского языка в странах СНГ. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023b.
  4. Антропянская Л. Н. Мотивационные аспекты преподавания иностранных языков в высшей школе // Язык и культура. 2021. № 54.
  5. Бакловская О. К., Милютинская Н. Ю. Создание поликультурной мультилингвальной учебной микросреды при формировании лексических навыков у студентов-мультилингвов (на примере немецкого языка как второго иностранного) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 6.
  6. Белявцева И. В., Кукшинова Е. Н. Профориентированный видеофильм как средство формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в железнодорожном вузе // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 1.
  7. Борщева О. В. Повышение мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе при помощи современных интернет-ресурсов // Преподаватель XXI век. 2019. № 3-1.
  8. Бочарова М. Н. Формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 2.
  9. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1.
  10. Донскова Л. А. Современные технологии в изучении иностранных языков как шаг к улучшению образования // Язык. Общество. Культура: сб. по мат. всероссийской научно-практической конф. / отв. за выпуск А. С. Усенко. Краснодар: ООО «Эпомен», 2019.
  11. Ермолова Т. В. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2020. № 1.
  12. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2.
  13. Морозова О. Н., Гливенкова О. А. Проблема выявления мотивации студентов бакалавриата неязыковых вузов к изучению иностранного языка // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4.
  14. Сидоренко Т. В., Замятина О. М., Кудряшова А. В. Анализ эффективности интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в российском университете // Язык и культура. 2021. № 54.
  15. Терехина О. В. Специфика мотивации овладения иностранным языком студентами неязыковых вузов в современном образовательном контексте // Современное педагогическое образование. 2018. № 5.
  16. Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138).
  17. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49.
  18. Noels K. A. Learning Japanese; Learning English: Promoting Motivation Through Autonomy, Competence and Relatedness // Language Learning Motivation in Japan / ed. by M. T. Apple, D. Da Silva, T. Fellner. Bristol: Blue Ridge Summit; Multilingual Matters, 2013.
  19. Noels K. A., Vargas Lascano D. I., Saumure K. The development of self-determination across the language course: Trajectories of motivational change and the dynamic interplay of psychological needs, orientations, and engagement // Studies in Second Language Acquisition. 2019. Vol. 41 (4).
  20. Ryan R. M., Deci E. L.Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61.

Информация об авторах

Анисимова Анна Тихоновна

к. филол. н., доц.

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Карипиди Алла Геннадиевна

к. филол. н.

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 марта 2025.
  • Опубликована: 29 апреля 2025.

Ключевые слова

  • теория самодетерминации
  • изучение иностранного языка
  • мотивационный профиль
  • внутренняя мотивация
  • внешняя мотивация
  • ценностно-смысловые приоритеты
  • self-determination theory
  • foreign language learning
  • motivational profile
  • intrinsic motivation
  • extrinsic motivation
  • value-semantic priorities

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)