Ценностно-смысловые приоритеты студентов неязыковых специальностей на начальном этапе изучения иностранного языка
Аннотация
Цель исследования – выявить ценностно-смысловые приоритеты студентов-нелингвистов на начальном этапе изучения иностранного языка в вузе. Лингвистический анализ высказываний студентов, их реакций на мотивационные вопросы позволил выявить прагматиконы мотивационных профилей респондентов, систематизировать их по степени автономии в соответствии с теорией самодетерминации (Э. Дэси, Р. Райан) и определить ценностно-смысловые приоритеты. Научная новизна работы заключается в рассмотрении мотивации как континуума самодетерминации, что способствовало более глубокому и динамичному представлению мотивационных процессов. В результате проведенного исследования установлено, что на начальном этапе обучения иностранному языку в вузе обучающиеся демонстрируют высокий мотивационный потенциал, который при соблюдении лингводидактических принципов иноязычного образования позволяет добиться необходимых достижений в формировании иноязычной компетенции.
Источники
- Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Обучение студентов-нелингвистов иноязычной коммуникации в профессиональном дискурсе: мотивационный аспект // Язык и культура. 2023. № 62.
- Анисимова А. Т. К вопросу о содержании и условиях реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023a. Т. 42. № 1.
- Анисимова А. Т. Роль аутентичных текстов в обучении иностранному языку на начальном этапе подготовки // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник научных трудов VIII Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной Году педагога и наставника в России и Году русского языка в странах СНГ. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023b.
- Антропянская Л. Н. Мотивационные аспекты преподавания иностранных языков в высшей школе // Язык и культура. 2021. № 54.
- Бакловская О. К., Милютинская Н. Ю. Создание поликультурной мультилингвальной учебной микросреды при формировании лексических навыков у студентов-мультилингвов (на примере немецкого языка как второго иностранного) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 6.
- Белявцева И. В., Кукшинова Е. Н. Профориентированный видеофильм как средство формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в железнодорожном вузе // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 1.
- Борщева О. В. Повышение мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе при помощи современных интернет-ресурсов // Преподаватель XXI век. 2019. № 3-1.
- Бочарова М. Н. Формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 2.
- Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1.
- Донскова Л. А. Современные технологии в изучении иностранных языков как шаг к улучшению образования // Язык. Общество. Культура: сб. по мат. всероссийской научно-практической конф. / отв. за выпуск А. С. Усенко. Краснодар: ООО «Эпомен», 2019.
- Ермолова Т. В. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2020. № 1.
- Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2.
- Морозова О. Н., Гливенкова О. А. Проблема выявления мотивации студентов бакалавриата неязыковых вузов к изучению иностранного языка // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4.
- Сидоренко Т. В., Замятина О. М., Кудряшова А. В. Анализ эффективности интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в российском университете // Язык и культура. 2021. № 54.
- Терехина О. В. Специфика мотивации овладения иностранным языком студентами неязыковых вузов в современном образовательном контексте // Современное педагогическое образование. 2018. № 5.
- Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138).
- Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49.
- Noels K. A. Learning Japanese; Learning English: Promoting Motivation Through Autonomy, Competence and Relatedness // Language Learning Motivation in Japan / ed. by M. T. Apple, D. Da Silva, T. Fellner. Bristol: Blue Ridge Summit; Multilingual Matters, 2013.
- Noels K. A., Vargas Lascano D. I., Saumure K. The development of self-determination across the language course: Trajectories of motivational change and the dynamic interplay of psychological needs, orientations, and engagement // Studies in Second Language Acquisition. 2019. Vol. 41 (4).
- Ryan R. M., Deci E. L.Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 марта 2025.
- Опубликована: 29 апреля 2025.
Ключевые слова
- теория самодетерминации
- изучение иностранного языка
- мотивационный профиль
- внутренняя мотивация
- внешняя мотивация
- ценностно-смысловые приоритеты
- self-determination theory
- foreign language learning
- motivational profile
- intrinsic motivation
- extrinsic motivation
- value-semantic priorities
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»