• Научная статья
  • 29 апреля 2025
  • Открытый доступ

Практики репрезентации удмуртского языка в региональном интернет-пространстве

Аннотация

Цель исследования – обзор региональных информационных ресурсов сети Интернет (отдельных сайтов и тематических страниц социальных сетей), к которым обращаются педагоги Удмуртии в своей работе по формированию этнокультурных ценностей удмуртского народа. Исследовательский интерес представляют содержательное наполнение ресурсов, назначение и функции таких ресурсов, характер работы педагогов с региональными и краеведческими материалами в Интернете. Научная новизна исследования заключается в определении ресурсов этнического Интернета как инструмента формирования современной «виртуальной этничности» и последующей фиксации авторами процесса формирования новой виртуальной этнической и региональной идентичности в проявлениях гражданской активности отдельных активистов; в выявлении связи продвижения основных элементов этнокультурных ценностей с поддержанием языкового и культурного своеобразия удмуртов на фоне усиливающихся ассимиляционных процессов. В результате исследования выявлено, что важность для носителей языка титульной нации имеют ресурсы, формирующие идентичность, через сохранение и продвижение удмуртского языка. Изучение языка, прежде всего в системе образования, является, по мнению наших информантов, важнейшим инструментом сохранения этнокультурных ценностей удмуртского народа, так как родной язык выступает средством закрепления и воспроизводства культурного кода, культурного наследия, традиций и духовных ценностей народа. В ходе работы над темой были обработаны материалы экспертных интервью, собранных при работе с педагогами образовательных организаций Удмуртской Республики и специалистами, работающими с этнокультурной составляющей в сфере образования. В течение 2024 года удалось собрать и обработать более 60 экспертных интервью. В исследовании рассматриваются прежде всего те электронные ресурсы, на которые наши респонденты обращали внимание чаще всего. При этом мы намеренно не рассматриваем специализированные федеральные образовательные ресурсы, ресурсы органов федеральной и республиканской власти, ресурсы научных и образовательных организаций системы высшего образования. Акцент сделан именно на том контенте, который интервьюируемые эксперты определили как наиболее перспективный в процессе приобщения обучающихся / изучающих язык к языковым практикам удмуртов как коренного народа на территории Удмуртской Республики.

Источники

  1. Зайцева Л. А., Казакова М. Н., Мальченков С. А. Анализ тематических блогов и форумов на предмет про-явления национальной идентичности // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2019. № 4 (7).
  2. Каракулов Б. И. Удмуртский язык в электронном информационном пространстве // Электронная письменность народов Российской Федерации: опыт, проблемы и перспективы: сб. материалов Международной научной конференции (г. Сыктывкар, 16-17 марта 2017 г.). Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2017.
  3. Клюсова П. С. Медиарепрезентация образов этнической культуры как способ сохранения идентичности: автореф. дисс. … к. культ. Екатеринбург, 2020.
  4. Корючкина П. С. Этнический образ в пространстве современной медиа-культуры // Культура и цивилизация. 2018. № 4А. Т. 8.
  5. Кудрявцева И. К., Касимов Р. Н. Этноязыковые просветительские практики в Удмуртии как механизм сохранения этнической идентичности удмуртов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 11.
  6. Марданшин А. Р. Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (на примере национальных ресурсов) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1 (93).
  7. Махмутов З. А. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в онлайн-пространстве // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6.
  8. Пишлёгер К. Удмуртский язык в социальной сети «ВКонтакте»: Квантитавные и (возможные) квалитативные исследования // Электронная письменность народов Российской Федерации: опыт, проблемы и перспективы: сборник материалов международной научной конференции (г. Сыктывкар, 16-17 марта 2017 г.). Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2017.
  9. Черниенко Д. А. Национально-культурные объединения Удмуртии в пространстве интернета: опыт социальной репрезентации этничности // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2021. № 2.
  10. Черниенко Д. А. Этническая культура Удмуртии в региональном медийном и интернет-пространстве (на примере славянских народов) // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2019. № 2.

Информация об авторах

Касимов Рустам Нуруллович

к. ист. н., доц.

Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Ижевск

Кудрявцева Ирина Константиновна

к. ист. н.

Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 мая 2025.
  • Опубликована: 29 апреля 2025.

Ключевые слова

  • этнокультурные ценности удмуртов
  • этнический интернет
  • репрезентация этничности
  • этническая идентичность
  • социально-сетевой формат
  • Udmurt ethno-cultural values
  • ethnic internet
  • representation of ethnicity
  • ethnic identity
  • social network format

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)