• Научная статья
  • 6 мая 2025
  • Открытый доступ

Лирический субъект в поэмах Нима Юшиджа «Повесть поблекшего цвета» (1921) и «Афсане» (1922)

Аннотация

Статья посвящена разработке проблемы лирического субъекта в текстах основателя «новой поэзии» Ирана – Нима Юшиджа (1897-1960). Материалом для изучения выступают две дебютные поэмы автора «Повесть поблекшего цвета» (1921) и «Афсане» (1922), которые хронологически и идейно связаны друг с другом. В статье доказывается, что в обеих поэмах представлен автопсихологический лирический субъект. Лирика и лироэпика Нима отражают процесс становления индивидуально-творческого типа художественного сознания. Представляется, что строение лирического субъекта отразило особенности художественной структуры данных текстов. Цель исследования – выявление взаимосвязи семантического уровня текста со спецификой поэтического языка через призму воплощения единого лирического субъекта. Научная новизна исследования выражена в том, что субъектная организация данных поэм впервые оказывается в фокусе исследовательского внимания, благодаря чему выявлена взаимосвязь особенностей выражения «лирического я» в классической и полуклассической поэмах Нима Юшиджа с процессом становления индивидуально-творческого художественного сознания. В результате исследования установлено, что автопсихологический лирический субъект, чья динамика чувств описана с особой точностью, понуждает автора к поиску новой поэтической формы, способной оптимально выразить его замысел.

Источники

  1. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей. М.: Наследие, 1994.
  2. Акимушкина Е. О. Шиитская ритуальная драма (тазийе) в персидской литературе XX в. // Религии в развитии литератур Азии и Африки ХХ века: сборник статей. М.: Наука, 2006.
  3. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М.: РГГУ, 1997.
  4. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1964.
  5. История персидской литературы XIX-XX веков / под рук. Д. С. Комиссарова; отв. ред. Н. И. Пригарина. М.: Восточная литература, 1999.
  6. Кляшторина В. Б. «Новая поэзия» в Иране. М.: Наука, 1975.
  7. Кузнецов А. А. Трансформация классической темы в «новой поэзии» (ше‘р-е ноу): дихотомия «города и деревни» в «Повести о поблекшем» Нима Юшиджа (1897-1960) // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2020.
  8. Кузнецов А. А. Форма диалога в структуре поэмы «Манели» (1947) Нима Юшиджа // Филология и культура. 2024. Т. 77. № 3.
  9. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под. ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.
  10. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
  11. Пригарина Н. И. Индийский стиль и его место в персидской литературе (вопросы поэтики). М.: Восточная литература, 1999.
  12. Рейснер М. Л. Науруз как мера совершенства: весенняя календарная лексика персидской поэзии (этический и эстетический аспекты) // Иранское языкознание 2020: труды международной научной конференции «Чтения памяти Б. Б. Лашкарбекова. К 70-летию со дня рождения» / под ред. С. П. Виноградова, Л. Р. Додыхудоева, Е. К. Молчанова, Д. И. Эдельман. М.: Языки Народов Мира, 2020.
  13. Рейснер М. Л. Персидская лироэпическая поэзия X – начала XIII века. Генезис и эволюция классической касыды. М.: Наталис, 2006.
  14. Рейснер М. Л. Сон и бессонница в тематическом лексиконе персидской классической газели (XI-XV вв.) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 2.
  15. Рейснер М. Л. Эволюция классической газели на фарси (X-XIV века). М.: Наука, 1989.
  16. Фильштинский И. М. История арабской литературы. М.: Наука, 1985.
  17. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.
  18. Чалисова Н. Ю. «Вино – великий лекарь»: к истории персидского поэтического топоса // Вестник РГГУ. Востоковедение и африканистика. 2011. № 2 (64).
  19. Шкловский В. Б. Искусство как приём // Поэтика: сборники по теории поэтического языка. Пг.: 18-я Государственная типография, 1919.
  20. Oroskhan M.-H. Following the trace of Byronic hero in Yushj’s Afsaneh // Epiphany: Journal of Transdisciplinary Studies. 2016. Vol. 9. № 1.
  21. آریانپور یحیی. از صبا تا نیما. تهران، ۱۹۵۰ (Ариянпур Я. От Саба до Нима. Тегеран, 1971).
  22. پورحمیدی منهاز. تقدم شعر بر صورت و قالب. نوآوری نیما در افسانه // رشد آموزش زبان و ادب فارسی. شماره ۳. ۱۳۹۷. ص. ۱۶-۱۸ (Пурхамиди М. Поэтический авангард в поэтической форме. Новаторство Нима в «Афсане» // Достижения в преподавании персидского языка и литературы. 2018. № 3).
  23. پورنامداریان تقی. خانه‌ام ابریست: شعر نیما از سنت تا تجدد. تهران، ۱۳۷۷ (Пурнамдариян Т. «Мой дом – в облаках»: поэзия Нима от традиции к обновлению. Тегеран, 1998).

Информация об авторах

Кузнецов Алексей Анатольевич

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 апреля 2025.
  • Опубликована: 6 мая 2025.

Ключевые слова

  • автопсихологический лирический субъект
  • Нима Юшидж
  • иранская «новая поэзия»
  • поэма «Повесть поблекшего цвета»
  • поэма «Афсане»
  • self-psychological lyrical speaker
  • Nima Yushij
  • Iran’s “New Poetry”
  • poem “Pale Colour’s Story”
  • poem “Afsane”

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)