• Научная статья
  • 23 мая 2025
  • Открытый доступ

Роль водных образов в формировании текстового единства романов И. А. Гончарова

Аннотация

Цель исследования – выявление общих принципов функционирования и изображения водных образов в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» как проявления одного из способов формирования текстового единства. Научная новизна исследования заключается в целостном подходе к рассмотрению образов водных стихий в трех романах как структурообразующих элементов художественного мира писателя, демонстрирующих общность принципов их построения. В статье представлен комплексный анализ водных объектов каждого из романов с точки зрения их роли в организации художественного пространства, отражения внутренних трансформаций персонажей, раскрытии особенностей жизненного уклада как отдельных героев, так и целых хронотопов. Исследование включает последовательное рассмотрение ключевых водных образов (озеро, омут, болото, река, водопад) в сопоставлении их природных характеристик и метафорических значений, приобретаемых в произведениях. Особое внимание уделяется общим принципам принадлежности водных объектов определенным художественным пространствам во всех романах автора, что указывает на формирование индивидуально-авторского текстового единства. Полученные результаты показали, что водные объекты являются значимыми структурообразующими элементами хронотопа трилогии, которые предстают важными составляющими образной системы романов, отражают философскую концепцию произведений и специфику авторской картины мира.

Источники

  1. Балашова И. А., Рецов В. В. Своеобразие авторских мифологем И. А. Гончарова-романиста // Пушкинские чтения. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021.
  2. Белкин Д. И. Образ Волги-реки в структуре романа И. А. Гончарова «Обрыв» // И. А. Гончаров: материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / сост. М. Б. Жданова и др. Ульяновск: ГУП «Обл. тип. “Печатный двор”», 1998.
  3. Гузь Н. А. Художественная система романов И. А. Гончарова: дисс. … д. филол. н. М., 2001.
  4. Ермолаева Н. Л. «Человек играющий» в эпосе И. А. Гончарова // Studia Litterarum. 2022. Т. 7. № 3.
  5. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997.
  6. Лоскутникова М. Б. Смысловые акценты авторской телеологии в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: понятийно-аллегорические и идейно-символические образы воды // Символика воды в русской словесности и мировой культуре: коллективная монография. М., 2022.
  7. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
  8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
  9. Люка Л. Тема смерти в произведениях И. А. Гончарова // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. № 1 (41).
  10. Мельник В. И. «Крупный, мыслящий и осмысливающий синтез…» (Возникновение замысла романной трилогии И. А. Гончарова) // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 3.
  11. Мельник В. И. «Обыкновенная история» в ракурсе религиозной концепции И. А. Гончарова. 2008. http://www.ivan-goncharov.ru/kritika/melnik4.shtml
  12. Мельник В. И. Проблема идеальной семьи в трилогии И. А. Гончарова // Два века русской классики. 2024. Т. 6. № 1.
  13. Молнар А. Метаморфозы воды в «Обломове» И. А. Гончарова и «Старосветских помещиках» Н. В. Гоголя // И. А. Гончаров: материалы V Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2012.
  14. Молнар А. Метафора «вода-женщина» у Лермонтова и Гончарова в аспекте языковой креативности // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. № 7.
  15. Молнар А. Сон женщины и его рамка в «Обрыве» И. А. Гончарова // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33).
  16. Мосалева Г. В. Храмовая поэтика метаромана И. А. Гончарова // Два века русской классики. 2021. Т. 3. № 3.
  17. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  18. Осьмухина О. Ю. Образ дома в романах И. А. Гончарова «Обломов», «Обрыв» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 18. Вып. 1.
  19. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.
  20. Реутова Е. В. Мотив оживающей статуи в романе И. А. Гончарова «Обрыв» // Пятый этаж: международный сборник научных статей молодых учёных. Барнаул, 2018.
  21. Рецов В. В. Образ творца и концепция творчества в авторской мифологии И. А. Гончарова: дисс. … к. филол. н. Симферополь, 2020.
  22. Сверхтекст: генезис, структура, семантика: коллективная монография / науч. ред. С. О. Курьянов; коллектив авторов. М.: Директ-Медиа, 2023.
  23. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. М.: Изд-во АН СССР, 1950.

Информация об авторах

Грищенко Анастасия Сергеевна

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 апреля 2025.
  • Опубликована: 23 мая 2025.

Ключевые слова

  • романы И. А. Гончарова
  • художественное пространство романа
  • формирование текстового единства
  • метафоризация водных образов
  • образная система трилогии
  • I. A. Goncharov’s novels
  • artistic space of the novel
  • formation of textual unity
  • metaphorization of water images
  • figurative system of trilogy

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)