• Научная статья
  • 26 мая 2025
  • Открытый доступ

Параметры гендерных стереотипов в англоязычных СМИ

Аннотация

Цель исследования – выявить способы экспликации гендерных ролей и стереотипов категории «фемининность» в англоязычных медиа- и печатных СМИ и их влияние на социум и культуру. В статье рассмотрено, каким образом лингвистические средства формируют и воспроизводят гендерные стереотипы, существующие в обществе, в заголовках и текстах англоязычных средств массовой информации. Основной фокус исследования сосредоточен на способах представленности категории фемининности и эволюции образа женщины в англоязычном публицистическом тексте. Традиционная интерпретация данной категории в лингвистической гендерологии подразумевала преимущественно наличие выраженной маркированности женского образа и его подчиненность мужскому устройству социума. Вместе с тем практический языковой материал последнего десятилетия показывает явную тенденцию к нивелированию гендерных различий категорий фемининности и маскулинности. Научная новизна исследования состоит в выявлении и описании эволюционных процессов в репрезентации обозначенного феномена, поскольку на настоящий момент в гендерной лингвистике отсутствуют исследования, проведенные с применением диахронического подхода и охватывающие столь обширный временной отрезок. Вместе с тем полученные выводы представляются весьма релевантными для выявления детерминирующих тенденций, учитывая социальную природу категории «гендер» и ее динамичную структуру. В результате исследования подчеркивается, что СМИ не только поддерживают устоявшиеся представления о гендерных ролях, но и способствуют появлению новых гендерных образов, обусловленных социально-историческими параметрами социума. Диахронический анализ показал явную смысловую эволюцию гендерно-маркированных категорий в англоязычном языковом сознании, отраженном в информационном медиапространстве.

Источники

  1. Бурукина О. А. Личность переводчика в контексте гендерных исследований // Гендер: язык, культура, коммуникация: материалы Первой международной конференции. М.: Изд-во МГЛУ, 1999.
  2. Кирилина А. В. Гендер и гендерная лингвистика на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы психолингвистики. 2021. № 3 (49).
  3. Литвяк О. В., Скрипичникова Н. С. Гендерные стереотипы в современном рекламном тексте // Современное педагогическое образование. 2022. № 8.
  4. Bem S. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing // Psychological Review. 1981. Vol. 88. № 4.
  5. Cherry K. Gender Schema Theory and Roles in Culture. 2023. https://www.verywellmind.com/what-is-gender-schema-theory-2795205
  6. Ching Y. L. The Role of Women in 1950s America: Conformity or Change? 2024. https://www.thecollector.com/women-role-1950-america/
  7. Park K. The impact of the use of social media on women and girls // Ging D., McGrath C., Murphy S. Publications Office of the European Union. 2023. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/3e292570-c48d-11ed-a05c-01aa75ed71a1/language-en
  8. Park S. Flapper Fashion in the Context of Cultural Changes of America in the 1920s. 2014. https://academicworks.cuny.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1262&context=gc_etds
  9. Rocha M. C. Militant Feminism and the Women of the Weather Underground Organization. 2014. https://repository.lsu.edu/gradschool_dissertations/940/2014
  10. Xuan A. The Media Representation of Female Images in the New Media Era Taking the Female Talents of Douyin as an Example // Proceedings of the 8th International Conference on Humanities and Social Science Research. 2022. Vol. 664.

Информация об авторах

Бабенкова Елена Александровна

к. филол. н., доц.

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

Василькина Екатерина Андреевна

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

Мишина Мария Николаевна

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 марта 2025.
  • Опубликована: 26 мая 2025.

Ключевые слова

  • экспликация стереотипов фемининности
  • гендерно-маркированные категории
  • эволюция гендерных образов
  • англоязычные средства массовой информации
  • интерпретация категории фемининности
  • femininity stereotypes explication
  • gender-labeled categories
  • gender images evolution
  • English-language mass media
  • femininity category interpretation

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)