Параметры гендерных стереотипов в англоязычных СМИ
Аннотация
Цель исследования – выявить способы экспликации гендерных ролей и стереотипов категории «фемининность» в англоязычных медиа- и печатных СМИ и их влияние на социум и культуру. В статье рассмотрено, каким образом лингвистические средства формируют и воспроизводят гендерные стереотипы, существующие в обществе, в заголовках и текстах англоязычных средств массовой информации. Основной фокус исследования сосредоточен на способах представленности категории фемининности и эволюции образа женщины в англоязычном публицистическом тексте. Традиционная интерпретация данной категории в лингвистической гендерологии подразумевала преимущественно наличие выраженной маркированности женского образа и его подчиненность мужскому устройству социума. Вместе с тем практический языковой материал последнего десятилетия показывает явную тенденцию к нивелированию гендерных различий категорий фемининности и маскулинности. Научная новизна исследования состоит в выявлении и описании эволюционных процессов в репрезентации обозначенного феномена, поскольку на настоящий момент в гендерной лингвистике отсутствуют исследования, проведенные с применением диахронического подхода и охватывающие столь обширный временной отрезок. Вместе с тем полученные выводы представляются весьма релевантными для выявления детерминирующих тенденций, учитывая социальную природу категории «гендер» и ее динамичную структуру. В результате исследования подчеркивается, что СМИ не только поддерживают устоявшиеся представления о гендерных ролях, но и способствуют появлению новых гендерных образов, обусловленных социально-историческими параметрами социума. Диахронический анализ показал явную смысловую эволюцию гендерно-маркированных категорий в англоязычном языковом сознании, отраженном в информационном медиапространстве.
Источники
- Бурукина О. А. Личность переводчика в контексте гендерных исследований // Гендер: язык, культура, коммуникация: материалы Первой международной конференции. М.: Изд-во МГЛУ, 1999.
- Кирилина А. В. Гендер и гендерная лингвистика на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы психолингвистики. 2021. № 3 (49).
- Литвяк О. В., Скрипичникова Н. С. Гендерные стереотипы в современном рекламном тексте // Современное педагогическое образование. 2022. № 8.
- Bem S. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing // Psychological Review. 1981. Vol. 88. № 4.
- Cherry K. Gender Schema Theory and Roles in Culture. 2023. https://www.verywellmind.com/what-is-gender-schema-theory-2795205
- Ching Y. L. The Role of Women in 1950s America: Conformity or Change? 2024. https://www.thecollector.com/women-role-1950-america/
- Park K. The impact of the use of social media on women and girls // Ging D., McGrath C., Murphy S. Publications Office of the European Union. 2023. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/3e292570-c48d-11ed-a05c-01aa75ed71a1/language-en
- Park S. Flapper Fashion in the Context of Cultural Changes of America in the 1920s. 2014. https://academicworks.cuny.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1262&context=gc_etds
- Rocha M. C. Militant Feminism and the Women of the Weather Underground Organization. 2014. https://repository.lsu.edu/gradschool_dissertations/940/2014
- Xuan A. The Media Representation of Female Images in the New Media Era Taking the Female Talents of Douyin as an Example // Proceedings of the 8th International Conference on Humanities and Social Science Research. 2022. Vol. 664.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 марта 2025.
- Опубликована: 26 мая 2025.
Ключевые слова
- экспликация стереотипов фемининности
- гендерно-маркированные категории
- эволюция гендерных образов
- англоязычные средства массовой информации
- интерпретация категории фемининности
- femininity stereotypes explication
- gender-labeled categories
- gender images evolution
- English-language mass media
- femininity category interpretation
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»