• Научная статья
  • 30 мая 2025
  • Открытый доступ

Накопление языкового капитала в процессах лингвообразования как путь к усвоению смыслов и содержания отраслевых знаний

Аннотация

Статья посвящена вопросам понимания специальных текстов на базе профессионального лингвообразования. Указанные вопросы обсуждаются и решаются через обращение к проблематике языкового капитала и его накопления студентами. Особо акцентируются прежде всего такие составляющие процессов понимания специального текста, как общенаучные и специальные термины, научные клише, цитации. Целью исследования является оптимизация процессов понимания специальных текстов на основе использования понятия языкового капитала посредством выявления прагматических аспектов данного понятия, возможностей использования языковых знаний в практике освоения профессии. Конечной целью является понимание учебно-научного текста во всей полноте и цельности как части общей научной картины мира. Для достижения указанной цели ставятся задачи – путем дескриптивно-аналитического подхода определить прагматические составляющие процессов понимания на благо их оптимизации и выработки лингводидактических рекомендаций по усвоению языковых знаний в студенческой аудитории разной профессиональной направленности. Научная новизна проблематики заключается в применении понятия языкового капитала к решению проблем профессиональной лингводидактики и обусловлена неизученностью вышеуказанной проблематики в лингводидактических штудиях. Научная новизна связана также с тем, что понятие языкового капитала впервые применено в отношении восприятия специального текста на слух. Понятие языкового капитала рассмотрено в статье в том числе с позиций языковой политики государства, которая направлена на динамичное развитие и постоянное накопление языковых навыков, на пропорциональное формирование понятийного аппарата человека.

Источники

  1. Алпатов В. М. Избранные труды XX века / сост. П. М. Аркадьев, А. А. Кибрик, Кс. П. Семенова, С. Г. Татевосов. М.: Языкознание, 2023.
  2. Алпатов В. М. 150 языков и политика: 1917-1997. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М.: Институт востоковедения Российской академии наук, 1997.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995.
  4. Богданов С. И., Марусенко М. А., Марусенко Н. М. Языковой капитал в структуре человеческого и культурного капитала. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020.
  5. Диалектика текста: в 2 т. / отв. ред. А. И. Варшавская. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. Т. 1.
  6. Карасик В. И. Языковая пластика общения: монография. М.: Гнозис, 2021.
  7. Карасик В. И. Языковые мосты понимания. М.: Гнозис, 2025.
  8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
  9. Кривоносов А. Т. Слово и мысль (Вопросы взаимодействия языка и мышления). М. – Нью-Йорк: Авторское издание; Буки-Веди, 2017.
  10. Кульпина В. Г. Общенаучные речевые клише // Кульпина В. Г. Польско-русский общенаучный словарь. М.: Московский Лицей, 2007a.
  11. Кульпина В. Г. Приложение. Введение в общенаучную терминографию // Кульпина В. Г. Польско-русский общенаучный словарь. М.: Московский Лицей, 2007b.
  12. Марусенко М. А., Марусенко Н. М. Образовательная языковая политика в современном мире: в 2 т. М.: Инфра-М, 2024. Т. 1. Политическое и идеологическое измерения образовательной языковой политики.
  13. Попов С. А. Основные проблемы лингвистики текста // Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты: сборник научных трудов / отв. ред. И. П. Сусов. Тверь: Тверской госуниверситет, 1997.
  14. Постовалова В. И. Наука о языке в свете идеала цельного знания // Язык и наука конца XX века: сборник статей. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995.
  15. Постовалова В. И. Язык и миропонимание: опыт лингвофилософской интерпретации. М.: Ленанд, 2017.
  16. Рождественский Ю. В. Профессиональная языковая дидактика // Профессиональная лингводидактика / под ред. В. А. Татаринова М.: Московский Лицей, 1993. Вып. 1.
  17. Татаринов В. А. Термин // Татаринов В. А. Общее терминоведение: энциклопедический словарь М.: Московский Лицей, 2006.
  18. Трошина Н. Н. Рецензия на книгу: Богданов С. И., Марусенко М. А., Марусенко Н. М. Языковой капитал в структуре человеческого и культурного капитала // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2022. № 2.
  19. Устойчивые фразы в парадигме науки: материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Владимира Леонидовича Архангельского (г. Тула, 8-11 июня 2015 г.) / науч. ред. Г. В. Токарев. Тула: С-принт, 2015.
  20. Хабирова Е. И. Специфика фразеологии как средства познания профессиональной действительности // Устойчивые фразы в парадигме науки: материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Владимира Леонидовича Архангельского (г. Тула, 8-11 июня 2015 г.) / науч. ред. Г. В. Токарев. Тула: С-принт, 2015.
  21. Халеева И. И. Вторичная языковая личность и вторичная «картина мира» // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: к 60-летию члена-корреспондента Российской академии наук Ю. Н. Караулова / ред. Ю. С. Степанов, Е. А. Земская, А. М. Молдован. М.: Институт русского языка Российской академии наук, 1995.

Информация об авторах

Кульпина Валентина Григорьевна

д. филол. н., доц.

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 мая 2025.
  • Опубликована: 30 мая 2025.

Ключевые слова

  • специальный текст
  • научно-дидактический текст
  • понимание текста
  • лингвообразование
  • накопление языкового капитала
  • specialized text
  • scientific-didactic text
  • text comprehension
  • linguistic education
  • accumulation of language capital

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)