• Original research article
  • January 27, 2014
  • Open access

PAST TENSE NARRATIVE TEXT IN DRAMATIZATIONS ON RUSSIAN STAGE

Abstract

In the article the dramatizations types of narrative prose, which appeared in the XX th century and have narrator’s text in past tense are considered. Past tense functioning in dramatizations is analyzed in connection with the correlation of character’s and narrator’s texts, with the nature of stage conventionality, and time category in dramaturgic and narrative texts.

References

  1. Абрамов Ф. А. Деревянные кони: пьеса в 2 действиях по повестям «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». М.: ВААП, 1974. 66 с.
  2. Андреев Л. Н. Рассказ о семи повешенных. Инсценировка М. Карбаускиса // Экземпляр литературной части Московского театра п/р О. Табакова. М., 2005. 13 с.
  3. Бенвенист Э. Отношения времени во французском глаголе // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 270-284.
  4. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1988. 351 с.
  5. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Инсценировка Вл. Ив. Немировича-Данченко // Запасной экз. пьесы первого вечера. Музей МХАТ. Брч. № 186. 169 л.
  6. Забудская Я. Л. Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 191 с.
  7. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука, 2004. 544 с.
  8. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. 372 с.
  9. Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 2005. С. 583-603.
  10. Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сборник статей. М.: Радуга, 1984. С. 112-133.
  11. Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма: в 2-х т. М.: Искусство, 1979. Т. 2. 742 с.
  12. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
  13. Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
  14. Поспелов Н. С. О двух рядах грамматических значений глагольных форм времени в современном русском языке // Вопросы языкознания. 1966. № 2. С. 17-29.
  15. Рудницкий К. Л. Проза и сцена. М.: Знание, 1981. 112 с.
  16. Савельева Е. Б. Темпоральная организация авторского присутствия (на материале автобиографического романа А. Жида "Si le grain ne meurt") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4. Ч. 1. С. 171-175.
  17. Скороход Н. С. Как инсценировать прозу: проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с.
  18. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопедический справочник. М.: Интрада – ИНИОН, 1999. 319 с.
  19. Сокурова О. Б. Большая проза и русский театр (сто лет сценического освоения прозы). Изд-е 2-е. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 329 с.
  20. Трифонов Ю. В., Любимов Ю. П. Дом на набережной // Трифонов Ю. Театр писателя: три повести для театра. М.: Сов. Россия, 1982. С. 96-139.
  21. Трифонов Ю. В., Любимов Ю. П. Обмен // Трифонов Ю. Театр писателя: три повести для театра. М.: Сов. Россия, 1982. С. 50-95.
  22. Успенский Б. А. Поэтика композиции (1970) // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 9-218.
  23. Чепуров А. А. Современная советская проза на сцене. Принципы театральной трансформации произведений разных повествовательных жанров: дисс. … к. искусствоведения. М., 1984. 235 c.
  24. Чехов А. П. Три года. Композиция Сергея Женовача // Экземпляр литературной части Студии театрального искусства п/р С. Женовача. М., 2006. 83 с.
  25. Чехов А. П. Черный монах. Инсценировка К. М. Гинкаса // Экземпляр литературной части МТЮЗа. М., 1999. 21 с.
  26. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 c.
  27. Шолохов М. А. Тихий Дон: сценическая композиция в 2-х ч. Г. Товстоногова и Д. Шварц. М.: ВААП, 1977. 80 с.
  28. Martin B. La théâtralisation du texte écrit non-théâtral: thèse de doctorat. Saint-Denis: Paris VIII, 1993. 625 p.
  29. Szondi P. Theorie des modernen Dramas. Francfort-sur-le-Main: Suhrkamp Verlag, 1956. 144 p.
  30. Ubersfeld A. Lire le théâtre II. L'école du spectateur. Paris: Belin, 1996. 318 p.

Author information

Elena Igorevna Gordienko

Lomonosov Moscow State University

About this article

Publication history

  • Published: January 27, 2014.

Keywords

  • инсценировка
  • семиотика театра
  • театр повествования
  • прошедшее нарративное
  • режимы высказывания
  • dramatization
  • semiotics of theatre
  • theatre of narration
  • past narrative
  • conditions of statement

Copyright

© 2014 The Author(s)
© 2014 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)