• Original research article
  • April 1, 2016
  • Open access

DISSERTATIO DE METHODO BY ALEKSANDR EVLAKHOV: “COBWEB OF A SOPHISTICATED MIND” OR “A WAY TO THE DIVINE FOREKNOWLEDGE”?

Abstract

Applying to A. M. Evlakhov’s heritage is relevant due to his attempt to synthesize the formalists’ immanentism and “organic” criticism which studies the origin of art from the life. Developed among the philologists at the turn of the XIX-XX centuries self-confident recognition of incompleteness of such terms as neo-romanticism, symbolism, decadence, modernism results in the necessity to identify the formal specifics and internal practicability of the phenomena called so differently, interpreted in a different way, referred to the different time periods and at the same time with a perception and understanding of an attitude which P. N. Sakulin considered their common essence, type of artistic thinking and creativity and called irrealism, and Evlakhov adopted to the philological analysis methodology.

References

  1. Абрамович Н. Я. В осенних садах. Литература сегодняшнего дня. М.: Книгоиздательство «Заря»; типография И. Н. Холчевь и К°, Москва, Тверской бульварь, д. 105, 1909. 174 с.
  2. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи / пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 344 с.
  3. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 1476 с.
  4. Брызгалов И. Сокровенное в искусствах. М.: Типо-литография Дерягина, 1903. 69 с.
  5. Брюсов В. Собрание сочинений: в 7-ми т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского. М.: Художественная литература, 1973. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909 / вступ. ст. П. Г. Антокольского; подг. текстов Н. С. Ашукина. 672 с.
  6. Буслаев Ф. И. Задачи современной эстетической критики // Русский вестник. 1868. № 3. С. 273-336.
  7. Вальтер В. Г. В защиту искусства. Мысли музыканта по поводу статьи Толстого «Что такое искусства?» СПб.: Склад издания у Н. П. Карбасникова, 1899. 63 с.
  8. Веселовский А. Н. Собрание сочинений: в 8-ми т. СПб.: Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук; типография Императорской Академии наук, 1908. Т. 3. 587 с.
  9. Вигзелл Ф. Читая фортуну: гадательные книги в России XVIII-XX веков. М.: ОГИ, 2007. 256 с.
  10. Гирн И. Происхождение искусства: исследование его социальных и психологических причин / предисл. к рус., пер. Р. Пельше. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1923. 229 с.
  11. Головин К. Ф. (Орловский) Русский роман и русское общество. Изд-е 2-е. СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1899. 520 с.
  12. Гофман М. Л. Соборный индивидуализм. СПб.: Товарищество «Вольная типографiя»; Фонтанка, 1907. 112 с.
  13. Гроос К. Введение в эстетику / пер. с нем. А. Гуревича; под ред. Л. А. Сева. Киев ⎼ Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1899. 311 с.
  14. Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. Сказание о Святом Граале. К.: Университеть св. Владиміра, 1877. 235 с.
  15. Джемс У. Прагматизм. СПб.: Шиповник, 1910. 244 с.
  16. Евлахов А. М. Артур Шницлер. Баку: Изв. Азерб. гос. ун-та им. Ленина (2-я Гостип. Азполиграфтреста В. С. Н. Х. Баку), 1926. 122 с.
  17. Евлахов А. Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии: в 3-х т. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1910. Т. 1. 537 с.
  18. Евлахов А. М. Конституциональные особенности психики Толстого. М. ⎼ Л.: Гос. изд-во, 1930. 112 с.
  19. Евлахов А. М. Реализм или Ирреализм? Очерки по теории художественного творчества: в 2-х т. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1914. Т. I. 492 с.
  20. Евлахов А. М. Тайна гения Гоголя. Отдельный оттиск из журнала «Русская философская мысль». Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1910. 14 с.
  21. Кареев Н. И. Литературная эволюция на Западе. Очерки и наброски из теории и истории литературы с точки зрения неспециалиста // Филологические Записки. Воронеж: Типография В. И. Исаева, 1886. 337 с.
  22. Кирпичников А. И. Очерки по истории новой русской литературы. СПб.: Изд-во Л. Ф. Пантелеева (Типография и литография В. А. Тиханова), 1896. 424 с.
  23. Клейнпетер Г. Теория познания современного естествознания на основе воззрений Маха, Сталло, Клиффорда, Кирхгоффа, Гертца, Пирсона и Оствальда / пер. Р. Лемберка. СПб.: Шиповник, 1910. 192 с.
  24. Климентов А. А. Романтизм и декадентство: философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма). Одесса: Типография Л. Нитче, 1913. 261 c.
  25. Кранц Э. Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм / пер. М. Савинской; под ред. и послесл. Ф. Д. Батюшкова. СПб.: Типография Альтшуллера, Фонтанка, 96, 1902. 214 с.
  26. Махлин В. Л. Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии. М.: Знак, 2009. 632 с.
  27. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М.: Владос, 1999. 359 с.
  28. Минералова И. Г. Евхаристический ресурс русской культуры, явленный художественной словесностью и живописью // Русская литература в православном контексте: мат-лы VI Междунар. Свято-Игнатиевских чтений. Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2014. Вып. II. С. 147-161.
  29. Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. 400 с.
  30. Оболенский Л. Е. Научные основы красоты и искусства. СПб.: Типография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1902. 136 с.
  31. Пайман А. История русского символизма / пер. с англ. В. Исакович. М.: Республика, 1998. 415 с.
  32. Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада / пер. с итал. Я. Токаревой; под общ. ред. А. Полонского. М.: Аграф, 2007. 224 с.
  33. Петров Д. К. А. Н. Веселовский и его историческая поэтика // Журнал Министерства народного просвещения. 1907. № 4. С. 89-107.
  34. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.
  35. Рыбаков Ф. Е. Современные писатели и больные нервы. Психиатрический этюд. М.: Типо-литография В. Рихтерь, Тверская, Мамонтовский пер., 1908. 49 с.
  36. Сакулин П. Н. Русская литература: Социолого-синтетический обзор литературных стилей: в 2-х ч. М.: Гос. академия художественных наук, 1928-1929. Ч. 2. 639 с.
  37. Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи / предисл., подг. текста и коммент. А. Г. Дунаева // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 33-71.
  38. Толмачев В. М. Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века / под ред. В. М. Толмачева. М.: Academia, 2003. С. 6-28.
  39. д’Удин Ж. Искусство и жест: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков / пер. с франц. С. Волконского. М.: Книжный дом Либроком, 2012. 266 с. (Сер. Школа сценического мастерства).
  40. Фолькельт Йоханнес Современные вопросы эстетики / пер. с нем. Н. М. Штрупа. СПб.: Изд-е редакции журнала «Образование»; типография А. Лейферта, Большая Морская, № 65, 1900. 248 с.
  41. Чулков Г. И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. 607 с.
  42. Шайтанов И. О. Зачем сравнивать? Компаративистика и/или поэтика // Проблемы современной компаративистики / сост.: Е. Луценко, И. Шайтанов. М. ⎼ СПб.: Журнал «Вопросы Литературы»; Центр Гуманитарных Инициатив, 2011. С. 11-30. (Сер. Университетская библиотека журнала «Вопросы Литературы»).
  43. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М.: Прометей, 1989. 260 с.
  44. Шиффер Д. C. Философия дендизма. Эстетика души и тела (Кьеркегор, Уайльд, Ницше, Бодлер). М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2011. 296 с.
  45. Эстетика немецких романтиков: сб. текстов / ведущий ред. С. Я. Левит; пер., сост. и коммент. А. В. Михайлов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 576 с.
  46. Эткинд А. М. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 644 с.
  47. Benjamin W. Paris, capitale du XIXe siècle: Le livre des Passages. Paris: Cerf, 1989. 972 p.
  48. Croce B. Estética come scienza dell'espressione e lingüistica generale. Bari: Laterza, 1903. 587 p.
  49. Fechner G. T. Vorschule der Aesthetik. 2 Bände. Leipzig: Breitkopf & Huartel, Lipsia, 1876. V. 1. 602 p.
  50. Huysmans J. K. Croquis parisiens. A Vau l’Eau. Un Dilemme. Paris: Tresse & Stock, 1905. 346 p.
  51. Iser W. Prospecting: From Reader Response to Literary Anthropology. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1993. 328 p.
  52. Jakobowski L. Die Anfänge der Poesie. Grundlegung zu einer realistischen Entwicklungsgeschichte der Poesie. Dresden ⎼ Leipzig: E. Pierson’s Verlag, 1891. 141 p.
  53. Paul H. Grundriss der Germanischen Philologie. Strassburg: Karl J. Trubner, 1891. 102 p.
  54. Paulhan Fr. Le mensonge de l’art. Paris: Bibliotheque de philosophie contemporaine, 1907. 380 p.
  55. Strehlow C. Die Aranda- und Loritja-Stämme in Zentral-Australien. Frankfurt am Main: J. Baer, 1907-1920. Vol. 5. 56 p.
  56. Vaihinger H. Die Philosophie des Als Ob. System der theoretischen, praktischen und religiösen Fiktionen der Menschheit auf Grund eines idealistischen Positivismus. Miteinem Anhangüber Kant und Nietzsche. Berlin: Reuther & Reichard, 1911. 804 p.
  57. Velde van de Н. С. Déblaiement d'Art. Brussels: Editions Des Archives d'Architecture Moderne, 1895. 207 p.

Author information

Elena Vasil'evna Astashchenko

Peoples’ Friendship University of Russia

About this article

Publication history

  • Published: April 1, 2016.

Keywords

  • ирреализм
  • идеал-реализм
  • фикционализм
  • модерн
  • декаданс
  • эстетизм
  • эскейпизм
  • аллюзии
  • синестезия
  • художественный синтез
  • irrealism
  • ideal-realism
  • fictionalism
  • modernism
  • decadence
  • aestheticism
  • escapism
  • allusions
  • synesthesia
  • artistic synthesis

Copyright

© 2016 The Author(s)
© 2016 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)