• Original research article
  • May 29, 2020
  • Open access

Using Regional Component in Teaching Russian as a Foreign Language at Pre-University Stage (on the Basis of Khabarovsk Onomasticon and Authentic Texts of the Far Eastern Authors)

Abstract

The article discusses the problem of introducing a regional component into the process of teaching Russian as a foreign language. The author justifies the culture-oriented approach to teaching and argues that the process of teaching Russian as a foreign language in a certain region necessary includes acquaintance with the local linguo-culture. The methodology of using regional material in teaching Russian as a foreign language at the pre-university stage is described. Efficiency of this approach is substantiated by the example of work with Khabarovsk foreign students. The paper proposes techniques to form students’ communicative, linguistic competences and competence in regional studies on the basis of the Far East regional material. Khabarovsk onomasticon and authentic texts of the Far Eastern authors P. Komarov and D. Nagishkin are used as educational material.

References

  1. Андрюшина Н. П. и др. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант. Изд-е 2-е. М. - СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.
  2. Анисимова И. Н., Петрова О. А. О важности краеведческих знаний при обучении русскому языку как иностранному (из опыта использования элементарного лингвокраеведческого материала в преподавании русского языка слушателям подготовительного отделения Чувашского государственного университета) // Вестник Чувашского университета. 2015. № 4. С. 223-227.
  3. Братусь Б. В. Местное страноведение и развитие речи (на примере Ленинграда и его окрестностей) // Страноведение и преподавание русского языка как иностранного: тезисы докладов и выступлений. М.: Изд-во Московского университета, 1971. С. 22-27.
  4. Васильева Ю. А. Лингводидактическое описание страноведчески ориентированной лексики в обучении русскому языку как иностранному // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 168-175.
  5. Васильева Ю. А. Региональный эргонимический материал в преподавании русского языка как иностранного (на примере эргонимов города Симферополя) // Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур: VI Международная научно-практическая конференция (9-11 октября 2018 г.): труды и мат-лы / под ред. В. В. Орехова, Е. Я. Титаренко. Симферополь: Ариал, 2018. С. 107-111.
  6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Изд-е 4-е. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
  7. Вострякова Н. А. Обучение китайских студентов восприятию лингвострановедческих текстов на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2009. № 4 (215). С. 4-29.
  8. Выхованец Н. А. Региональный компонент как основа культуроориентированной методики преподавания РКИ // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2015. Т. 6. № 4. С. 424-428.
  9. Горянский В. Д. Вопросы местного страноведения как составная часть лингвострановедческого аспекта преподавания // Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / под ред. Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. М.: Русский язык, 1979. С. 39-44.
  10. Громова Л. Г. Роль регионального лингвокультурного потенциала при формировании межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: мат-лы IV Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы, проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе» (г. Сочи, 1-2 ноября 2014 г.). СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы, 2014. С. 36-41.
  11. Долинина И. В., Мохаммад Д. А. Лингвокультурное пространство Ивановского региона при обучении русскому языку как иностранному // Социокультурное пространство Ивановского края: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст., мат-лов, эссе. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2018. С. 358-370.
  12. Доминова Т. Н. Формирование лингвокраеведческой компетенции на материале историко-культурного пространства Санкт-Петербурга у иностранных студентов в процессе предвузовской подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2013. 23 с.
  13. Ендольцев Ю. А. О месте лингвокраеведения в преподавании русского языка как иностранного // Русский язык как иностранный: теория, исследования, практика: сб. статей. СПб.: Сударыня, 2000. Вып. IV. С. 42-47.
  14. Краснова Е. И., Абдрахманова Г. К., Пыхтина Ю. Г. Развитие лингвокраеведческой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в региональном вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 53-58.
  15. Лысакова И. П. Вопросы взаимодействия языка и культуры в современной методике обучения РКИ // Записки Горного института. 2011. Т. 193. С. 41-44.
  16. Мельников А. В. Топонимический словарь Амурской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.chitalnya.ru/ work/121676/ (дата обращения: 01.03.2020).
  17. Митрофанова О. Д. Традиционное и новое в методике преподавания русского языка как иностранного // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. науч. тр. / ред.-сост. А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2006. С. 181-189.
  18. Некипелова Г. О. Лингвокраеведение в преподавании русского языка как иностранного: дисс. … к. пед. н. СПб., 2001. 237 с.
  19. Отменитова О. М. Формирование лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся подготовительного факультета в процессе их самостоятельной работы: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 1996. 24 с.
  20. Позднякова А. А., Джахит Х. Работа с топонимической лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. 2015. № 3. С. 170-180.
  21. Пушко О. К. Региональный аспект лингвострановедения в преподавании РКИ // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: мат-лы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой» (г. Хабаровск, 16-17 ноября 2016 г.). Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2016. С. 325-329.
  22. Сенаторова О. А. Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка как иностранного в региональном вузе (на материале лингвокультуры Владимирского региона): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2003. 19 с.
  23. Утес [Электронный ресурс] // Этимологический словарь Фасмера. URL: http://znachenieslova.ru/slovar/fasmer/utes (дата обращения: 01.03.2020).
  24. Чупановская М. Н., Маклакова Т. Б. Региональный компонент на занятиях по русскому языку как иностранному (лингвокультурный комментарий краеведческого материала Иркутской области) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 3. C. 348-352.
  25. Щербакова О. М. Топонимическая лексика в курсе русского языка как иностранного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2014. № 1. С. 87-90.
  26. Якимович А. И. Курс «Дидактическое регионоведение» в профессиональной подготовке будущих преподавателей РКП // Русский язык как иностранный: теория, исследования, практика: сб. статей. СПб.: Сударыня, 2003. Вып. VI. С. 452-455.

Author information

Anna Aleksandrovna Pylkova

Pacific National University

About this article

Publication history

  • Received: March 23, 2020.
  • Published: May 29, 2020.

Keywords

  • русский язык как иностранный
  • региональный компонент
  • лингвокраеведческая компетенция
  • краеведческий материал Дальнего Востока
  • онимы Хабаровска
  • аутентичные тексты дальневосточных авторов
  • Russian as a foreign language
  • regional component
  • competence in regional studies
  • Far East regional material
  • Khabarovsk onyms
  • authentic texts of Far Eastern authors

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)