• Научная статья
  • 30 ноября 2021
  • Открытый доступ

Диминутив «потихоньку» в текстах параллельного корпуса. Часть 2

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей употребления разговорного диминутива «потихоньку» в текстах переводов с английского языка на русский и с русского языка на английский, для чего проводится уточнение семантики «потихоньку» на основании данных параллельного корпуса. Научная новизна исследования заключается в том, что диминутив «потихоньку» впервые рассматривается с точки зрения лингвоспецифичности. В результате выделены и охарактеризованы особенности контекстуального употребления наречия «потихоньку» в текстах параллельного корпуса, которые рассматриваются для уточнения семантической природы диминутива «потихоньку». На основании проведенного исследования рассматривается вопрос о возможности считать наречие «потихоньку» лингвоспецифичной единицей.

Источники

  1. Архипова Н. Г. Сочетаемость слова в лексикографическом описании: дисс. … к. филол. н. М., 2000.
  2. Воейкова М. Д. Структурные функции диминутивов в современном русском языке и продуктивность их употребления // Вопросы языкознания. 2020. № 5.
  3. Девкин В. Д. Немецкая разговорная речь. Синтаксис и лексика. М.: Международные отношения, 1979.
  4. Зализняк А. А. Лингвоспецифичные единицы русского языка в свете контрастивного корпусного анализа // По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (г. Москва, 27-30 мая 2015 г.). М.: Изд-во РГГУ, 2015. Вып. 14 (21): в 2-х т. Т. 1. Основная программа конференции.
  5. Кембриджский словарь. 2021. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/
  6. Национальный корпус русского языка. 2021. URL: https://ruscorpora.ru/old/
  7. Николина Н. А. Функционирование диминутивов в современной русской речи // Русский язык в школе. 2020. № 81 (5).
  8. Скребнев Ю. М. Введение в коллоквиалистику / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985.
  9. Фуфаева И. В. Экспрессивные диминутивы в условиях конкуренции с нейтральными существительными (на материале русского языка): дисс. … к. филол. н. М., 2017.
  10. Харченко В. К. Антология разговорной речи: некоторые аспекты теории: в 5-ти т. М.: URSS, 2016. Т. 1. Аграмматизмы - Креация.
  11. Чевардина Л. В. Обучение иностранных студентов экспрессивным средствам русской речи на примере суффиксов субъективной оценки // Журнал педагогических исследований. 2018. № 4.
  12. Шлыкова Л. А., Эльвия В. Методика обучения диминутивам на занятиях по русскому языку как иностранному // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 8.
  13. Шмелев А. Д. Русские лингвоспецифичные лексические единицы в параллельных корпусах: возможности исследования и «подводные камни» // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (г. Москва, 27-30 мая 2015 г.). М.: Изд-во РГГУ, 2015. Вып. 14 (21): в 2-х т. Т. 1. Основная программа конференции.

Информация об авторах

Сидорова Елена Юрьевна

к. филол. н.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 октября 2021.
  • Опубликована: 30 ноября 2021.

Ключевые слова

  • диминутив
  • корпус
  • параллельный корпус
  • семантика
  • diminutive
  • corpus
  • parallel corpus
  • semantics

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)