• Научная статья
  • 30 ноября 2021
  • Открытый доступ

Электронное учебное пособие как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях РКИ

Аннотация

Целью исследования является раскрытие содержания работы по формированию коммуникативной компетенции у иностранных обучающихся с использованием электронного учебного пособия (ЭУП) на занятиях РКИ. В статье рассмотрено понятие «коммуникативная компетенция», которая представлена как совокупность частных компетенций. Подчеркивается актуальность формирования данной компетенции с использованием ЭУП. Научная новизна исследования заключается в разработке нового электронного учебного пособия «Читаем и говорим по-русски» с целью формирования коммуникативной компетенции у иностранных курсантов на начальном этапе обучения. Отмечается важная роль нелинейной формы организации учебного материала, обеспечивающей высокую степень мотивации, а также интерес к процессу обучения, что повышает интенсивность самостоятельного обучения русскому языку. В результате исследования выделены основные аспекты работы по формированию коммуникативной компетенции, разработаны эффективные виды заданий с учетом принципов наглядности, интерактивности, аутентичности, определены методы и приемы работы с ЭУП.

Источники

  1. Бастрикова Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект / под ред. Н. А. Андрамоновой. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004.
  2. Варгашова Ю. А. Электронное учебное пособие как одно из эффективных средств обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2019. № 7 (245).
  3. Габдрахманова П. Л., Богатова Е. Н., Мустафина Л. Р. Развитие коммуникативной компетенции в онлайн-среде обучения РКИ: возможности и перспективы // Образовательные технологии и общество. 2017. № 2.
  4. Гайнанова Л. М. Игра как средство формирования коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих на подготовительном курсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (67).
  5. Голубева А. В. Аутентичные речевые ситуации как основа для коммуникативного преподавания РКИ // Мир русского слова. 2015. № 4.
  6. Дьякова Т. А., Сашина А. С. Лингвистические игры как средство формирования многокомпонентной иноязычной коммуникативной компетенции (системный подход) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2.
  7. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.
  8. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. Мн., 2009. Вып. 9.
  9. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. 2004. № 7.
  10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академия, 2008.
  11. Рагулина Э. С. Формирование коммуникативной компетенции у иностранных учащихся на занятиях по РКИ посредством использования аутентичного художественного текста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51).
  12. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003.

Информация об авторах

Трушина Наталья Петровна

к. пед. н.

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

Гайнанова Лилия Муллануровна

к. филол. н.

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 августа 2021.
  • Опубликована: 30 ноября 2021.

Ключевые слова

  • электронное учебное пособие
  • компетентностный подход
  • коммуникативная компетенция
  • коммуникативные умения
  • аутентичные учебные материалы
  • digital textbook
  • competence-based approach
  • communicative competence
  • communicative skills
  • authentic training materials

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)