• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Типы обращений в учебном диалоге

Аннотация

Целью работы является выявление особенностей обращений в учебном диалоге. В качестве языкового материала рассмотрено более 100 лексических единиц, полученных методом сплошной выборки. Научная новизна исследования заключается в том, что типы и функции обращений в рамках учебного диалога еще не были предметом специального исследования; кроме того, нами выявлена ранее не описанная функция обращений - дидактическая. В результате анализа языкового материала выделено и охарактеризовано три группы обращений: преподавателя к студентам (имена собственные (имена студентов, эпонимы) и имена нарицательные (этикетные, термины родства, гендерные обращения, обращения-классификации и обращения-характеристики)); студента к преподавателю (имена собственные и имена нарицательные (этикетные формы и редко употребительные обращения-классификации)) и студентов к студентам (обращения по сокращенной форме имени (Миша, Ира и т.п.), а также немногочисленная группа социально-статусных обращений «коллеги», «ребята»).

Источники

  1. Аннушкин В. И. Стиль учебного диалога // Русский язык за рубежом. 2000. № 2.
  2. Валгина Н. С. Современный русский язык: синтаксис: учебник. Изд-е 4-е, испр. М.: Высш. шк., 2003.
  3. Галанова Е. М. Диалогические единства с наводящими вопросами: функционально-прагматический и структурно-семантический аспекты: автореф. дисс. … к. филол. н. Новосибирск, 2012.
  4. Гольдин В. Е. Обращение: теоретические проблемы. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987.
  5. Кручинина И. Н. Обращение // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. URL: http://tapemark.narod.ru/les/340f.html
  6. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 11-ти т. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 7. Труды по филологии 1739-1758 гг.
  7. Маринченко И. А., Васильева Е. В. Типы обращений в детской прозе Виталия Бианки: лексико-функциональный аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 8.
  8. Проничев В. П. Синтаксис обращения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.
  9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учебник для вузов. Изд-е 5-е, испр. и доп. М.: Высш. шк., 1987.
  10. Формановская Н. И. Обращение // Русский язык в школе. 1994. № 3.
  11. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  12. Шведова Н. Ю. Распространение предложения включением обращения // Русская грамматика: научные труды: в 2-х т. / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2005. Т. 2. Синтаксис.

Информация об авторах

Галанова Екатерина Михайловна

к. филол. н.

Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Гаврин Александра Ивановна

Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • обращение
  • типы обращений
  • учебный диалог
  • функции обращений
  • address
  • types of addresses
  • educational dialogue
  • functions of addresses

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)