• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Метафорический концепт ВОДА в рекламном туристическом нарративе (на примере озера Байкал)

Аннотация

ель исследования – определить особенности репрезентации метафорического концепта ВОДА в рекламном туристическом нарративе на примере озера Байкал. Научная новизна работы определяется собственно постановкой проблемы: попытки анализа метафорического концепта ВОДА в рекламном туристическом нарративе не предпринимались; впервые выявлены основные метафорические характеристики воды, реализуемые в семантике концепта ВОДА на примере озера Байкал. Метафорический концепт ВОДА в туристической репрезентации озера Байкал изучается в рамках ассоциативно-семантического поля, что определяет его рассмотрение в структуре чувственного образа (перцептивного и образного когнитивных признаков), информационного содержания и интерпретационного (оценочного) поля. Полученные результаты показали, что образный уровень концепта ВОДА в туристической репрезентации озера Байкал представлен номинантами озера Байкал, именами-гидронимами, антропоморфными характеристиками, цветообозначениями. Указывается на когнитивное, языковое и коммуникативное метафорическое речевое воздействие. Обосновывается, что концепт ВОДА в туристической репрезентации озера Байкал реализуется в гидронимах, смысловое содержание которых, их свойства и связи формируют образ, информационное содержание и оценочное поле.

Источники

  1. Аверинцев С. С. Вода // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. А - К.
  2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник / сост. Н. Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990.
  3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. Изд-е 2-е, испр. М.: Языки русской культуры, 1999.
  4. Бадмаева Т. И. Концепт ВОДА в английской лингвокультуре: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2006.
  5. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи (L'eau et les rêves. Essai sur timagination de la matiere) / пер. с фр. Б. М. Скуратова; отв. ред. В. П. Большаков. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.
  6. Беляевская Е. Г. Фрейм, концепт, концептуальная метафора - синонимы? (о соотношении и взаимодействии методов когнитивной лингвистики) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Языкознание и литературоведение. 2015. Вып. 22 (733).
  7. Виноградова Л. Н. Вода // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-ти т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т. 1. А - Г.
  8. Голубев Н. А. Формирование локального текста: ивановский опыт: автореф. дисс. … к. филол. н. Иваново, 2014.
  9. Гришина Н. В. Концепт ВОДА в языковой картине мира: на основе номинативного и метафорического полей русского языка XI-XX вв.: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2002.
  10. Грузберг Л. А. Антиномия - антонимия: взаимодействие или взаимоисключение? // Филолог. 2009. Вып. 9.
  11. Забияко А. П., Элбакян Е. С., Соколов М. Н. Антропоморфизм // Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 2.
  12. Илюхина Н. А. Метафора в свете образоцентрического подхода // Илюхина Н. А., Долгова И. А., Кириллова Н. О. Метафора и системность: семасиологический и когнитивный аспекты: монография. Самара: Самарский университет, 2016.
  13. Калинин О. И. Функциональный потенциал метафоры в дискурсе: дисс. … д. филол. н. М., 2022.
  14. Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
  15. Кузьмина М. А. Русская и итальянская адъективная метафоризация в сопоставительном аспекте: автореф. дисс. … к. филол. н. Новосибирск, 2009.
  16. Меньшикова Е. Е. Мифопоэтическое пространство рекламного туристического нарратива. Мифологемы, идеологемы, метафора: монография. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2014.
  17. Прокофьева В. Ю. Категория «пространство» в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11.
  18. Рязанова С. В. Пространство и время в художественном творчестве: дисс. … к. филос. н. СПб., 2018.
  19. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка / отв. ред. Д. Н. Шмелев. СПб.: Наука; Санкт-Петербургская издательская фирма, 1993.
  20. Смирнова Н. М. Воображение в структуре когнитивных практик // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / отв. ред. Е. Н. Князева. М.: Институт философии Российской академии наук, 2013.
  21. Телия В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства и её экспрессивно-оценочная функция // Гак В. Г., Телия В. Н., Вольф Е. М. Метафора в языке и тексте: коллективная монография / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988.
  22. Шаталов Д. Г. Метафорические концепты и выражения: взаимодействие компонентов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. № 1.
  23. Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor // Metaphor and Thought / ed. by A. Ortony. N. Y.: Cambridge University Press, 1993.
  24. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  25. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought. N. Y.: Basic Books, 1999.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • метафорический концепт ВОДА
  • антропоморфизм
  • цветообозначения
  • advertising tourist narrative
  • metaphorical concept of WATER
  • anthropomorphism
  • colour naming units

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)