• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Метафора как инструмент медиариторики в китайскоязычных и англоязычных СМИ Китая (на материале 环球时报 (Хуаньцю шибао) и The Global Times)

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении закономерностей использования метафоры нездоровья как инструмента медиариторики в текстах китайских СМИ (китайскоязычных и англоязычных). Китайские периодические издания, выпускаемые на разных языках, не являются переводами с китайского языка. Метафора нездоровья, актуализированная посредством слов и словосочетаний медицинской тематики, служит механизмом представления социальных и международных проблем в СМИ Китая на английском и китайском языках. Метафора изучена как инструмент риторики, повышающий прагматическую эффективность медиаматериала. Метафора нездоровья функционирует как один из сильнейших способов воздействия на эмоционально-волевую сферу адресата и управления массовым сознанием. Научная новизна исследования заключается в установлении национально-культурной специфики использования метафоры нездоровья в китайском медиатексте (как на английском, так и на китайском языке). В результате определены метафорические модели в масс-медийном представлении международных и социальных проблем как проблем нездоровья (физического и психического). Проецирование холистического подхода к здоровью на проблемы общества отражается в предлагаемых моделях решения сложных социальных и международных вопросов. Выход из проблемной ситуации видят в изменении образа жизни самого общества, в установке на внутренние силы всего коллектива как единого организма, нежели в уповании на внешнюю помощь.

Источники

  1. Анненкова И. А. Современная медиакартина мира: неориторическая модель (лингвофилософский аспект): автореф. … дисс. д. филол. н. М., 2012.
  2. Балашова Л. В. Медицинская концептуальная метафора в политическом медиадискурсе XX-XXI вв. (динамический аспект) // Политическая лингвистика. 2018. № 2 (68).
  3. Гришанина-Мошкина О. В. Медиариторика в XXI веке: конструктивность речевого оптимала в дискуссионном процессе // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66).
  4. Гурулева Т. Л., Калинин О. И. Метафоричность как культурно-обусловленная характеристика дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 3.
  5. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». 2006. № 2.
  6. Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток - Запад. София, 1998.
  7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  8. Николаева О. В. Коммуникативные практики реализации риторики патриотизма в китайских СМИ на английском языке // Известия Восточного института. 2020. № 1 (45).
  9. Николаева О. В. Стратагемность речевой культуры в китайских СМИ на английском языке. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2019.
  10. Устинова О. И. Достижение здоровья и интеграция медицинских онтологических парадигм Восток - Запад // World Science: Problems and Innovations: сб. ст. VII междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017.

Информация об авторах

Николаева Ольга Васильевна

д. филол. н., доц.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Бай Сюэ

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 февраля 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • метафора нездоровья
  • медицинская лексика
  • медиариторика
  • медиатекст
  • китайские СМИ
  • metaphor of illness
  • medical vocabulary
  • media rhetoric
  • media text
  • Chinese mass media

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)