• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Семантическое поле «Антивежливость» и его проявление в интернет-коммуникации

Аннотация

Цель исследования – описать антивежливость как лексико-семантическую категорию, имеющую расширенное семантическое поле. Исследование проводится на материале интернет-комментариев. В статье приведены примеры, иллюстрирующие проявление антивежливости в интернет-дискурсе, анализируются лексико-стилистические характеристики интернет-комментариев. Научная новизна исследования заключается в том, что антивежливость впервые выделяется в отдельную лексико-семантическую категорию, а также исследуется соотношение понятий «антивежливость», «грубость» и «невежливость». В результате выявлены стратегии антивежливости: грубость, непристойность, назойливость, хамство, неуважительность, бестактность, враждебность, презрение, высокомерие, безучастность, насмешка, ирония и сарказм. Данные стратегии реализуются в речи с помощью определенных языковых средств, среди которых инвективы, лексика с негативной оценкой, сравнения и метафоры с пейоративными компонентами, гиперболы, риторические вопросы, экспрессивные конструкции и др. Они могут сопровождаться невербальными элементами, принятыми в интернет-среде, такими как эмотиконы, эмодзи и знаки препинания в эмотивной функции.

Источники

  1. Боева-Омелечко Н. Б. Вопрос как средство выражения стратегий вежливости и антивежливости в современном английском языке // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. к юбилею проф. Г. Г. Молчановой. М.: Тезаурус, 2015.
  2. Буторина Е. П. Вежливость и антивежливость в деловом дискурсе // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: сб. тр. конф. (г. Москва, 23-24 октября 2018 г.). М.: Политическая энциклопедия, 2018.
  3. Быстрых А. В. Лингвистическая невежливость: проблема определения и методология исследования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277).
  4. Ван Юе. Вежливость и антивежливость в коммуникативном пространстве Интернета (на материале интернет-комментариев) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 12. № 1.
  5. Граф Е. Ирония как форма (скрытой) «антивежливости» // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: сб. тр. конф. (г. Москва, 23-24 октября 2018 г.). М.: Политическая энциклопедия, 2018.
  6. Ерзинкян Е. Л. Лингвистическая категория вежливости: семантика и прагматика. Ереван: Изд-во Ереванского государственного университета, 2018.
  7. Жельвис В. И. Грубость как регулятор коммуникативного поведения // Бытие в языке: сб. науч. тр. к 80-летнему юбилею В. И. Жельвиса. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 2011.
  8. Карасик В. И. Вежливость и антивежливость в сетевом дискурсе // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: сб. тр. конф. (г. Москва, 23-24 октября 2018 г.). М.: Политическая энциклопедия, 2018.
  9. Ларина Т. В. Вежливость, невежливость и грубость в межкультурном аспекте // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: сб. тр. конф. (г. Москва, 23-24 октября 2018 г.). М.: Политическая энциклопедия, 2018.
  10. Леонтьев В. В. Грубость грубости рознь: к 20-летию исследований речевой невежливости в лингвистике // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2016. Т. 15. № 4.
  11. Опарина Е. О. Электронные средства массовой коммуникации: формирование смыслов и жанров; особенности коммуникации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6 «Языкознание. Реферативный журнал». 2020. № 3.
  12. Петрова А. А. Основные семантические составляющие концепта НЕВЕЖЛИВОСТЬ в русской лингвокультуре: лексикографический анализ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 5.
  13. Руднева Е. А. Рецензия на книгу: Dániel Z. Kádár, M. Haugh. “Understanding Politeness” // Антропологический форум. 2014. № 27.
  14. Трубина О. Б. Жаргонный дискурс: вежливость – невежливость – антивежливость // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. IV междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 29 апреля 2020 г.): в 2-х т. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2020. Т. 2.
  15. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007.
  16. Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М.: КомКнига, 2006.
  17. Фуфаева И. В. XV международная конференция «Вежливость и “антивежливость” в языке и коммуникации» // Вестник Московского университета. Серия 9 «Филология». 2019. № 4.
  18. Харлова М. Л. Невежливость и грубость в американской и русской коммуникативных культурах: дисс. ... к. филол. н. М., 2016.
  19. Bousfield D. Impoliteness in interaction. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2008.
  20. Culpeper J. Impoliteness: Using language to cause offence. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
  21. Haugh M. Im/politeness, social practice and the participation order // Journal of Pragmatics. 2013. Vol. 58.
  22. Locher M. A. Interpersonal pragmatics and its link to (im)politeness research // Journal of Pragmatics. 2015. Vol. 86.
  23. Watts R. J. Rudeness, conceptual blending theory and relational work // Journal of Politeness Research. 2008. Vol. 4 (2).

Финансирование

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Китайского стипендиального совета (CSC).

Информация об авторах

Ван Юе

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Гончарова Любовь Марковна

к. филол. н., доц.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 февраля 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • понятие «антивежливость»
  • лексико-семантическая категория
  • интернет-комментарий
  • коммуникативные стратегии
  • расширенное семантическое поле «Антивежливость»
  • notion of “anti-politeness”
  • lexico-semantic category
  • online comment
  • communication strategies
  • extended semantic field “Anti-politeness”

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)