• Научная статья
  • 23 августа 2023
  • Открытый доступ

Феминитивы в узусе новых медиа

Аннотация

Цель исследования – определить особенности образования и употребления феминитивов, обозначающих профессию или должность, в новых медиа. В статье феминитивы, часто употребляемые в новых медиа, и средства их образования сопоставляются с зафиксированными в классификаторе единицами официальной номинации должностей и профессий женщин в правовом поле. Научная новизна работы состоит в уточнении границ реализации категории официальности в новых условиях коммуникации на примере лексико-семантической группы феминитивов. В результате установлено, что пересечения множества единиц из списка официально рекомендованных феминитивов – фактов языка, используемых для обозначения должностей и званий, с множеством наиболее частотных единиц узуса новых медиа практически отсутствуют. Даже в немногочисленных случаях одновременного вхождения единиц в перечень официальных наименований должностей и профессий, с одной стороны, и в список часто встречающихся номинаций в узусе новых медиа – с другой, такие лексемы, как правило, совпадают только по форме – их значения зачастую расходятся. Отмечены и различные способы образования феминитивов в официальном классификаторе и узусе новых медиа.

Источники

  1. Буторина Е. П., Карнаух Н. Л. Русский язык и культура деловой речи. Справочник-практикум. М.: Термика.Ру, 2015.
  2. Горошевская О. Н. Феминитивы в текстах медиа и документах: дисс. … маг. филол. М., 2021.
  3. Кирилина А. В. Гендерные исследования в лингвистических дисциплинах // Гендер и язык / Московский государственный лингвистический университет, Лаборатория гендерных исследований. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  4. Кирия И. В., Новикова А. А. Дискурсивные исследования // Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа. М.: Высшая школа экономики, 2017.
  5. Колесников Е. В. Новые медиа в деятельности органов власти. М.: Издательские решения, 2018.
  6. Кравченко А. И. Роль // Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2021.
  7. Минеева З. И. Феминитивы-2020 // Шаги/Steps. 2022. Т. 8. № 3.
  8. Миретина М. С. Феминизация названий профессий, должностей, титулов и званий во французском языке во Франции, Бельгии, Швейцарии и Квебеке: дисс. … к. филол. н. СПб., 2011.
  9. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4.
  10. Пугачева Е. В. Неофеминитивы в интернет-коммуникации: образование, функционирование // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». 2020. № 4.
  11. Секерина М. Е., Захарова Ю. Г. Феминитивы в языке блогов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4.

Информация об авторах

Буторина Елена Петровна

д. филол. н., доц.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 июля 2023.
  • Опубликована: 23 августа 2023.

Ключевые слова

  • феминитивы
  • русский язык
  • новые медиа
  • официальный дискурс
  • деловой дискурс
  • feminitives
  • Russian language
  • new media
  • formal discourse
  • business discourse

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)