• Научная статья
  • 27 сентября 2023
  • Открытый доступ

Заголовочный комплекс радиопрограммы как метатекстовый показатель (по данным опросов)

Аннотация

Цель исследования – установить, насколько успешно выполняют элементы заголовочного комплекса радиопрограммы функцию метатекстового показателя, то есть выявить, угадывается ли потенциальным адресатом тематика программы после знакомства с элементами заголовочного комплекса. Оценка успешности названия радиопрограммы, хэштегов, аннотации, иллюстраций, размещённых на сайте радиостанции и на её публичной странице в соцсети, определялась на основе данных, полученных в ходе опросов потенциальных слушателей. Для опросов использованы заголовочные комплексы программ и подкастов разных по формату радиостанций: «Радио России», радио «Маяк», «Дорожное радио». Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации методики проведения опроса, предлагающей последовательную проверку роли вербальных и визуальных элементов заголовочного комплекса. Новизной характеризуются также выводы о причинах нарушения успешности радиокоммуникации на этапе восприятия слушателем заголовочного комплекса. Полученные результаты показали, что потенциальные адресаты далеко не всегда верно предполагают тематику радиопрограммы на основе одного или нескольких из предъявленных элементов заголовочного комплекса. Наиболее эффективно функцию метатекстового показателя в радиопрограмме выполняет заголовочный комплекс в совокупности входящих в него элементов.

Источники

  1. Арсеньева Т. Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиотекста (на материале программы «Говорим по-русски»): автореф. дисс.. к. филол. н. Томск, 2013.
  2. Барабаш В. В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2006.
  3. Басовская Е. Н. «Имя дважды собственное»: антропонимы в названиях радиопрограмм // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 4 (11).
  4. Болотнова Н. С. О регулятивном потенциале заглавий медиатекстов (на материале статей «Российской газеты») // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (216).
  5. Босый П. Н. Современная радиоречь в аспекте успешности/неуспешности речевого взаимодействия: дисс. … к. филол. н. Томск, 2006.
  6. Вартанова Е. Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой. М., 2000.
  7. Васильева В. В. Заголовочный комплекс гипермедиатекста // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / отв. ред. Л. Р. Дускаева. М.: Флинта, 2018.
  8. Волкова А. А. Проблема понимания в медиадискурсе как отражение современных языковых тенденций // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50).
  9. Гусейнова Т. С. Пассионарность заголовочной конструкции в публицистическом дискурсе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27).
  10. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: Ridero, 2020.
  11. Дускаева Л. Р. Медиалингвистика в России: становление структуры и векторы развития // Вестник Московского университета. 2018. № 6.
  12. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 2 (83).
  13. Коньков В. И. Необратимость речи как особенность коммуникативного акта // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах: докл. междунар. науч. конф. М., 2010.
  14. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 40.
  15. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011.
  16. Нестерова Н. Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект): монография. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2015.
  17. Сладкомедова Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио: структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2010.
  18. Фащанова С. В., Цзюй Ч. Коммуникативные стратегии самопрезентации и способы её языкового моделирования в культурно-просветительском радиодискурсе // Казанская наука. 2017. № 3.

Информация об авторах

Нестерова Наталья Георгиевна

д. филол. н., проф.

Томский государственный университет

Орешкина Анастасия Александровна

Томский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 августа 2023.
  • Опубликована: 27 сентября 2023.

Ключевые слова

  • радиотекст
  • заголовочный комплекс
  • опрос
  • метатекстовый показатель
  • успешность коммуникации
  • radio text
  • headline complex
  • survey
  • meta-text indicator
  • communication success

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)