• Научная статья
  • 2 октября 2023
  • Открытый доступ

«Авторский» голос в драматургическом дискурсе Л. Петрушевской

Аннотация

Авторское отношение, видение в драматическом произведении проявляется в основном во вспомогательном тексте, репрезентированном ремарками, в которых заключены большие потенциальные возможности. В женской драматургии авторские вставки отражают атмосферу действия, показывая черты индивидуальности драматурга-женщины в пространстве произведения. В статье рассматривается «авторский» голос в драматургии Л. Петрушевской, являющийся моделью, выражающей отношение автора-женщины к изображаемой действительности. Цель нашего исследования – определить особенности языковых средств, репрезентирующих «авторский» голос в драматическом дискурсе Л. Петрушевской. Научная новизна исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей активного выражения авторской позиции в женской драматургии (лексическая насыщенность авторских ремарок, некоторые синтаксические особенности). Результаты исследования показали, что авторские ремарки, репрезентирующие зону автора в драматургии Л. Петрушевской, личностно ориентированы, имеют авторскую интонацию, отражают особенности почерка драматурга-женщины, в них проявляется субъективность автора, его отношение к героям, к событиям и т. д.

Источники

  1. Ван Лидань. О жанрово-стилевом многообразии женской драматургии постсоветского периода // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. Т 2. № 2.
  2. Женская драматургия Серебряного века / сост., вступ. ст. и коммент. М. В. Михайловой. СПб.: Гиперион, 2009.
  3. Зайцева И. П. Поэтика современного драматургического дискурса: монография. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Луганск: Альма-матер, 2007.
  4. Карпова Т. Н. Женская драматургия: проблема связей в традиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-1 (31).
  5. Курашова В. В. Социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии: автореф. дисс. … к. филос. н. Казань, 2003.
  6. Ламзина А. В. Рама произведения // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001.
  7. Туранина Н. А. Современная женская проза: взгляд лингвиста: монография. Белгород: ГНК, 2009.
  8. Угаров М. Красота погубит мир // Искусство кино. 2004. № 2.
  9. Эюбова Р. Способы выражения авторской позиции в драме (на материале русской и азербайджанской драматургии 60-90-х годов ХХ века): учеб. пособие. Баку: Зенгезурда, 2022.

Информация об авторах

Биль Ольга Николаевна

к. филол. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Заманова Ирина Федосеевна

к. филол. н., доц.

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Половнева Марина Владимировна

к. филол. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 августа 2023.
  • Опубликована: 2 октября 2023.

Ключевые слова

  • Л. Петрушевская
  • женская драматургия
  • драматургический дискурс
  • язык художественного произведения
  • ремарка
  • L. Petrushevskaya
  • women’s playwriting
  • dramatic discourse
  • language of a literary work
  • stage direction

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)