Диалог исполнительной власти и общества в социальной сети «ВКонтакте»
Аннотация
Цель исследования – выявление и описание коммуникативных стратегий и тактик, которые используются органами российской исполнительной власти в цифровом диалоге с гражданами. Научная новизна исследования определяется развитием понятия «цифровой дискурс исполнительной власти» и описанием реализованных в этом дискурсе коммуникативных стратегий и тактик. На новом материале – выборке постов Министерства образования и науки Пермского края, размещенных в социальной сети «ВКонтакте», – проводится анализ типовых стратегий и тактик, нацеленных на формирование позитивного имиджа органа исполнительной власти. Показано, что основной в медиакоммуникации власти с гражданами является речевая стратегия самопрезентации, которая конкретизируется в следующих тактиках: анализ-«плюс», презентация события и самооправдание. С привлечением коэффициента охвата (Engagement Rate by Reach) выявляется прагматический эффект речевого воздействия на аудиторию. В результате доказано, что эффективность диалога исполнительной власти и общества обусловлена влиянием следующих дискурсивных факторов: совпадение пресуппозиций адресанта и адресата, учет в контенте потребностей целевой аудитории, отражение в публикуемых материалах значимых событий общественной жизни.
Источники
- Бабаева А. А. Органы государственной власти в социальных сетях: анализ аккаунтов Правительства Москвы // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». 2021. № 3.
- Верещагин Е. М., Ратмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности». Еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивный подход // Вопросы языкознания. 1992. № 6.
- Злобин М. А. Технологии формирования политического дискурса в условиях сетевого общества // Власть. 2019. № 3.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008.
- Крыштановская О. В., Филиппова А. М. Исследования политической коммуникации: государство и социальные сети // Вестник университета. 2018. № 6.
- Маслов И. В. Стратегия формирования положительного имиджа органов исполнительной власти в регионе // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 4.
- Мельник Н. В. Стратегии формирования имиджа региона (контент-анализ официальной страницы С. Е. Цивилева в социальной сети «ВКонтакте») // Филология и человек. 2020. № 3.
- Минаева Л. В. Государственная коммуникация в цифровой среде // Коммуникативные стратегии информационного общества: тр. X междунар. науч.-теор. конф. (г. Санкт-Петербург, 26-27 октября 2018 г.). СПб.: Политех-Пресс, 2018.
- Михалёва О. Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: автореф. дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2004.
- Рослякова М. В. Социальные сети в деятельности органов исполнительной власти: адаптация к новым способам взаимодействия // Социодинамика. 2022. № 7.
- Рыхтик М. И. Роль социальных медиа в реализации имиджевых стратегий политических деятелей в контексте формирования информационного общества на региональном уровне // Вопросы управления. 2015. № 6 (18).
- Сарна А. Я. Основные коммуникативные стратегии пользователей социальных сетей и инструменты их реализации в Интернете // Философия и социальные науки. 2016. № 2.
- Старцев А. А. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 5.
- Чекунова М. А. Риторические категории политико-административного сетевого медиадискурса // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4.
- Чугаева Е. О. Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества // Коммуникология. 2018. Т. 3. № 3.
- Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004.
- Ширинкина М. А. Письменный дискурс исполнительной власти в жанрово-стилистическом аспекте: автореф. диcс. … д. филол. н. Пермь, 2021.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РНФ научного проекта № 23-28-00171, проект «Цифровые коммуникации в государственном управлении: дискурсивно-стилистический аспект», https://rscf.ru/project/23-28-00171/.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 сентября 2023.
- Опубликована: 10 октября 2023.
Ключевые слова
- цифровой дискурс исполнительной власти
- социальная сеть «ВКонтакте»
- медиаконтент
- коммуникативные стратегии и тактики
- стратегия самопрезентации
- digital discourse of executive authorities
- VKontakte social network
- media content
- communication strategies and tactics
- self-presentation strategy
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»