• Научная статья
  • 18 октября 2023
  • Открытый доступ

Когнитивные механизмы цветообозначений в рекламном туристическом нарративе (на примере озера Байкал)

Аннотация

Цель исследования – определить когнитивные механизмы цветообозначений в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы определяется постановкой проблемы: цветообозначения впервые рассмотрены в плане механизмов их когнитивной организации в рекламном туристическом нарративе на примере озера Байкал. В статье проведен анализ взглядов исследователей, описывающих цветообозначения в русской языковой картине мира, в рекламном дискурсе, в когнитивной лингвистике, сравнительно-историческом и сопоставительном языкознании. В работе подчеркивается, что цвет как культурный код является значимой когнитивной категорией, а цветообозначения обладают ассоциативностью и аксиологичностью, связаны с историей нации, ее особенностями в аспекте этнических норм, традиций, обычаев и обрядов. В результате исследования определено, что основными когнитивными механизмами цветообозначений в рекламном туристическом нарративе выступают фокусирование как информационно-прагматическое ядро в структуре текстового целого; метафора как источник образной номинации; стандартные сравнительные конструкции и реализованные сравнения. Анализ материала засвидетельствовал реализацию потенциала лексических единиц с вторичной цветовой номинацией в таких основных концептуально-тематических областях, как «Живая природа» и «Неживая природа».

Источники

  1. Алымова Е. Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2007.
  2. Астахова Я. А. Цветообозначения в русской языковой картине мира: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2014.
  3. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
  4. Болдырев Н. Н., Маховикова Д. В. Лексический способ концептуализации времени в современном английском языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2.
  5. Борисова Д. Н. К проблеме выбора термина для названия форм цветообозначения в языке // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2008. Вып. 3. № 1 (122).
  6. Брагина А. А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография: сб. статей / под ред. С. Г. Бархударова. М.: Наука, 1972.
  7. Величко А. А. Прагматическая и функциональная специфика цветообозначений в рекламном дискурсе (на материале промотекстов компании Mercedes-Benz) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76).
  8. Гатауллина Л. Р. Роль цветообозначений в концептуализации мира: на материале фразеологизмов английского, немецкого, французского, русского и татарского языков: автореф. дисс. … к. филол. н. Уфа, 2005.
  9. Джалилова М. Т. Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках: автореф. дисс. … к. филол. н. Душанбе, 2016.
  10. Кузьмина М. А. Метафорические прилагательные-цветообозначения в русском и итальянском языках (на материале толковых словарей) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2008. Т. 7. Вып. 2.
  11. Лукашенко Е. С. Функционально-номинативный потенциал цветообозначений в контексте когнитивной парадигмы: на материале английского языка: автореф. дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2011.
  12. Молибога Г. Л. Когнитивные основы семантики английских цветообозначений: автореф. дисс. … к. филол. н. Тамбов, 2013.
  13. Перфилова М. Н. Динамика лексики цвета в русском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. Тамбов, 2022.
  14. Печенникова Л. В. Цветообозначения в рекламном дискурсе (на материале англо-американской и российской рекламы предметов быта): автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2006.
  15. Трегубчак А. В. Семантика сравнения и способы ее выражения: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
  16. Цзин Ли. Деривационный потенциал цветообозначений в актах фраземообразования: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2022.
  17. Юрина Е. А. Образная лексика русского языка: в 2-х ч. Томск: Изд. дом Томского государственного университета, 2015. Ч. II. Пищевой код культуры в образном строе языка: учеб. пособие.
  18. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkeley – Los Angeles: University of California Press, 1969.
  19. Langacker R. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin – N. Y.: Mouton de Gruyter, 1991.
  20. Talmy L. Figure and Ground in Complex Sentences // Universals of Human Language. Stanford: Stanford University Press, 1978. Vol. 4. Syntax / ed. by J. Greenberg.
  21. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Cambridge: MIT Press, 2000.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 сентября 2023.
  • Опубликована: 18 октября 2023.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • когнитивные механизмы цветообозначений
  • когнитивный механизм фокусирования
  • метафоры
  • сравнения
  • advertising tourist narrative
  • cognitive mechanisms of colour terms
  • cognitive mechanism of foregrounding
  • metaphors
  • comparisons

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)