• Научная статья
  • 14 декабря 2023
  • Открытый доступ

Когнитивная стратегия лаудативности в рекламном туристическом нарративе

Аннотация

Цель исследования – определить языковые способы выражения когнитивной стратегии лаудативности в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы определяется постановкой проблемы: стратегия лаудативности впервые рассмотрена в плане механизмов её когнитивной организации в рекламном туристическом нарративе. В статье проведён обобщённый анализ взглядов исследователей на семантику когнитивной стратегии. Работа раскрывает содержание понятия «когнитивная стратегия лаудативности», выявляет её характерные особенности и критерии классификации. Подчеркивается, что лаудативность как когнитивная стратегия характеризуется разнообразием языковых средств. В результате исследования определено, что стратегия лаудативности (стратегия похвалы) реализуется в рекламном туристическом нарративе с помощью лексических, морфологических и синтаксических языковых средств, а также с помощью риторических приёмов. Внимание в работе акцентируется на потенциальной способности когнитивной стратегии лаудативности выступать средством аргументации, образности и оригинальности через использование языковых средств и приёмов, усиливающих перлокутивный эффект речевого воздействия.

Источники

  1. Абрашкин М. В. Когнитивные стратегии и когнитивное моделирование текста (на материале англоязычного правового документа) // Огарёв-Online. 2014. Вып. 13 (27).
  2. Болдырев Н. Н. Принципы и методы когнитивных исследований языка // Принципы и методы когнитивных исследований языка: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.
  3. Болдырев Н. Н. Проблемы исследования языкового знания // Когнитивные исследования языка / гл. ред. серии Е. С. Кубрякова. М. – Тамбов: Ин-т языкознания РАН; ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Вып. 1 / отв. ред. вып. Н. Н. Болдырев.
  4. Болдырев Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2 (008).
  5. Брунер Д. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисловие и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977.
  6. Власова Е. В. Гиперболизация в современных английских художественных текстах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 10.
  7. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ.; сост. В. В. Петрова; под ред. В. И. Герасимова; вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989.
  8. Дубровская О. Г. Когнитивно-дискурсивное направление когнитивной лингвистики как парадигма знания для интерпретации контекста // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 4.
  9. Зимбули А. Е. Похвала: нравственно-ценностные ракурсы // Символ науки. 2015. № 7.
  10. Копнина Г. А. Риторические приемы современного русского литературного языка: опыт системного описания: автореф. дисс. … д. филол. н. Красноярск, 2010.
  11. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004a. № 1.
  12. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004b.
  13. Линник Л. А. Типологические особенности аутентичных текстов аннотаций в медицинском дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. Уфа, 2021.
  14. Машлыкина Н. Д. Хвалебная речь как жанр лаудативного дискурса (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2.
  15. Павлов Д. Н. О некоторых проблемах определения термина «когнитивная стратегия» // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2 (008).
  16. Рыжикова М. Д. Лингвистические средства реализации лаудативной стратегии в англоязычном виртуальном дискурсе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 1 (82).
  17. Сулимов В. А. Когнитивные стратегии в современном русском литературном тексте // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2007. № 2.
  18. Талми Л. Феномены внимания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2 (008).
  19. Уткина И. В. Номинации субъекта лаудативной речи в русском языке (на основе анализа словарных дефиниций) // Мир лингвистики и коммуникации. 2015. № 42.
  20. Яшина К. И. Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2021.
  21. Langacker R. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin – N. Y.: Mouton de Gruyter, 1991.
  22. Talmy L. Figure and Ground in Complex Sentences // Universals of Human Language. Stanford: Stanford University Press, 1978. Vol. 4. Syntax / ed. by J. Greenberg.
  23. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Cambridge: MIT Press, 2000.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 октября 2023.
  • Опубликована: 14 декабря 2023.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • когнитивная стратегия лаудативности
  • лексические, морфологические и синтаксические языковые средства
  • риторические приёмы
  • advertising tourism narrative
  • cognitive strategy of laudation
  • lexical, morphological and syntactic linguistic means
  • rhetorical techniques

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)