• Научная статья
  • 3 июня 2024
  • Открытый доступ

Контекстуальные эвфемизмы как языковое средство манипулятивного воздействия в текстах характеристик (на материале немецкого языка)

Аннотация

Статья посвящена изучению эвфемистических единиц, при помощи которых достигается выражение положительной оценки в текстах немецких характеристик с предыдущего места работы. Цель нашего исследования – выявить эвфемистический характер отдельных слов и фраз, функционирующих в указанных текстах, а также причины появления завуалированной номинации, необходимой для формирования скрытой оценки высказывания. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассматриваются слова и выражения, встречающиеся в характеристиках, с точки зрения их использования для создания эвфемистического эффекта и улучшения формальной оценочной направленности сообщения. Такой подход позволяет расширить представления об эвфемизации как языковом способе манипулятивного воздействия на реципиента. В результате проведенного анализа было выявлено, что в анализируемых документах употребляются прежде всего контекстуально обусловленные эвфемизмы. Данные языковые средства, номинируя профессиональные, деловые и личные качества подчиненного, характеризуются преимущественно мелиоративной или нейтральной оценочностью, которая способствует улучшению профессионального имиджа работника. Для выведения имплицитной оценки в семантической структуре лексических единиц необходимо привлечение когнитивного контекста, стоящего за ними, с учетом всех прагматических параметров коммуникативной ситуации.

Источники

  1. Баталов А. А., Аникина А. В. Особенности выражения имплицитной оценки в публицистическом тексте на примере журнала “Vogue” // Власть истории и история власти. 2023. Т. 9. № 1 (43).
  2. Зверева М. И. Табу. Политкорректность. Эвфемизм. Соотношение понятий // Филология: научные исследования. 2020. № 6.
  3. Малярчук-Прошина У. О. К вопросу о маркерах оценочности в современном публицистическом дискурсе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2016. Т. 2 (68). № 1.
  4. Морозова О. А. Эвфемизмы с градуальной семантикой в современном русском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2022.
  5. Нефедова Л. А. Лексические средства манипулятивного воздействия в повседневном общении (на материале современного немецкого языка): дисс. … к. филол. н. М., 1997.
  6. Семенова А. А. Профессиональный имидж сотрудников организаций бюджетной сферы // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 4.
  7. Скулимовская Д. А. Импликатура, пресуппозиция и логическое следствие как когнитивные механизмы интерпретации речевого акта предупреждения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 3 (24).
  8. Фомина Т. А., Дружинин А. С. Контекстуально обусловленное номинативное варьирование на оси эвфемия/дисфемия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2023. Т. 20. Вып. 1.
  9. Bonacchi S. (Un)Höflichkeit. Eine kulturologische Analyse Deutsch – Italienisch – Polnisch. Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag, 2013.
  10. Brown P., Levinson St. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
  11. Dąbrowska A. Eufemizmy w spółczesnego języka polskiego. Łask: Oficyna Wydawnicza Leksem, 2006.
  12. Dachrodt H., Engelbert V. Zeugnisse richtig formulieren. Mit vielen Mustern und Analysen. Wiesbaden: Springer, 2013.
  13. Danninger E. Tabubereiche und Euphemismen // Sprachtheorie und angewandte Linguistik. Festschrift für Alfred Wollmannzum 60. Geburtstag. Tübingen: Gunter Narr, 1982.
  14. Goffman E. On Face-Work: An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction // Communication in Face-to-Face Interaction / ed. by J. Laver, S. Hutcheson. Harmondsworth: Penguin, 1972.
  15. Grice H. P. Logic and Conversation // Syntax and Semantics. N. Y.: Academic Press, 1975. Vol. 3. Speech Acts / ed. by P. Cole, J. Morgan.
  16. Huesmann M. Arbeitszeugnisse aus personalpolitischer Perspektive. Gestaltung, Einsatz und Wahrnehmungen. Wiesbaden: Gabler, 2008.
  17. Lenk H. E. H. Praktische Textsortenlehre. Ein Lehr- und Handbuch der professionellen Textgestaltung. Helsinki: Yliopistopaino, 2006.
  18. Pugatschjow V. Faktoren und Merkmale der Manipulation // Das groβe Lexikon Medien und Kommunikation / hrsg. von L. R. Tsvasmann. Würzburg: Ergon-Verlag, 2006.

Информация об авторах

Петрянина Ольга Валерьевна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Ревина Елена Владимировна

Самарский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 апреля 2024.
  • Опубликована: 3 июня 2024.

Ключевые слова

  • контекстуальные эвфемизмы
  • оценочная направленность сообщения
  • имплицитная оценка
  • манипулятивное воздействие
  • характеристика с места работы
  • contextual euphemisms
  • evaluativeness
  • implicit assessment
  • manipulative influence
  • characteristics from the workplace

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)