• Научная статья
  • 25 июня 2024
  • Открытый доступ

Глаголы движения в аспекте интерпретации категории отношения в культурных пространствах итальянского и английского языков

Аннотация

Целью исследования является выявление поведенческих характеристик у глаголов движения в разных лингвокультурах – итальянской и английской. Научная новизна проведенного исследования определяется выбором объекта и предмета анализа: впервые выявляются и сопоставляются общие и специфические особенности употребления глаголов движения в поведенческом аспекте в итальянской и английской лингвокультурах. В результате анализа глаголов движения со значением «уходить, отдаляться» устанавливаются их характерные особенности, сходства и различия при выражении категории отношения в поведенческом аспекте. Выявлены следующие различия: в итальянском языке словарные описания глаголов движения ‘ushire’ и ‘allontanarsi’ включают в себя более обширное толкование в поведенческом смысле; в английском языке данные смыслы выражены несколькими фразовыми глаголами в разной степени использования при выражении поведенческих отношений. Установлено, что в итальянском и английском языках в словарных статьях при описании глаголов движения присутствуют компоненты, предопределяющие их употребление при выражении целенаправленных поведенческих отношений в контекстах высказываний.

Источники

  1. Верхотурова Т. Л. Фактор наблюдателя в языке науки: монография. Иркутск: ИГЛУ, 2008.
  2. Верхотурова Т. Л., Савватеева И. А. Глагольные сочетания с наречным маркером семиотической значимости поведения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Языкознание и литературоведение. 2015. Вып. 10 (721).
  3. Гачев Г. Д. Текст лекции. Национальные образы мира. М., 2007.
  4. Егоров В. Г. Русский язык в глобальном лингвокультурном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12. № 4. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-1189-1215
  5. Егорова М. А. «Когнитивное пространство» и его соотношение с понятиями «ментальное пространство», «когнитивная база», «концептосфера», «картина мира» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия: Филология. 2012. № 3.
  6. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  7. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике: сборник. М., 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка.
  8. Савватеева И. А. Вербализация семиотического и аксиологического потенциала концепта BEHAVIOUR в английском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2019.
  9. Савватеева И. А. Сравнительный дефиниционный анализ концепта BEHAVIOUR и смежных с ним понятий // Modern Humanity Success. 2023. № 3.
  10. Семенова Т. И. Интерпретирующий потенциал прогрессива в концептуализации поведения в англоязычной картине мира // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2020. № 6 (3).
  11. Сулейманова О. А. Семантическая роль имплицитного наблюдателя в модели предложения // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 3 (19).
  12. Сулейманова О. А., Фомина М. А. Роль субъекта в характере репрезентации его бытия (на материале глаголов стоять, лежать, сидеть) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 1.
  13. Черненко В. В. К вопросу о цивилизационно-поступательном развитии категории пространства в английском и русском языках // Вестник Донского государственного технического университета. 2012. № 12 (5).
  14. Шамне Н. Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2020.
  15. Шамне Н. Л. Семантика немецких глаголов движения и их русские эквиваленты в лингвокультурологическом освещении. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000.
  16. Шамне Н. Л. Универсальные характеристики категории пространства и ядерные признаки из репрезентации в языке // Croatica et Slavica Iadertina. 2009. Vol. 5. No. 5.
  17. Adler A. Superiority and Social Interest: A Collection of Later Writings / ed. by H. L. & R. R. Ansbacher. Evanston: Northwestern University Press, 1964.
  18. Adler А. The Individual Psychology of Alfred Adler: A Systematic Presentation of Selections from His Writings / ed. by H. L. & R. R. Ansbacher. N. Y.: Basic Books, 1956.
  19. Fauconnier G. Mental Spaces. Cambridge: MIT Press, 1985.
  20. Hall E. T. Beyond Culture. N. Y.: Doubleday, 1976.
  21. Langacker R. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin – N. Y.: Mouton de Gruyter, 1991.
  22. Newby G. B. Cognitive Space and Information Space // Journal of the American Society for Informational Science and Technology. 2001. Vol. 52 (12).
  23. Rogers C. R. A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.
  24. Rogers С. R., Stevens B. Person to Person: The Problem of Being Human. N. Y.: Simon and Schuster, 1967.

Информация об авторах

Савватеева Ирина Анатольевна

к. филол. н.

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 мая 2024.
  • Опубликована: 25 июня 2024.

Ключевые слова

  • глаголы движения
  • поведенческое действие
  • категория отношения
  • культурное пространство
  • movement verbs
  • behavioral action
  • category of relations
  • cultural space

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)