• Научная статья
  • 22 июля 2024
  • Открытый доступ

«Дон Кихот» М. де Сервантеса как код прочтения романа Э. Сачери «Вопрос в его глазах»

Аннотация

Цель исследования – расшифровать код в психологическом детективе «Вопрос в его глазах», заложенный в ссылках на сюжетные мотивы и архетипы главных героев романа М. де Сервантеса «Дон Кихот». Автор статьи намеревается выявить те кризисные моменты, когда участники детективного конфликта (сыщик, жертва, преступник) проявляют донкихотство, то есть совершают активные действия в попытке изменить свою жизнь и справиться с испытываемой ими болью. Прослеживается внутренняя логика трансформации детективных ипостасей персонажей Э. Сачери, и исследуется природа рефлексии сыщика-человека, встающего перед проблемой самоидентификации. Научная новизна состоит в том, что на материале романа Э. Сачери автор впервые прослеживает логику влияния событий на действующих лиц, которые в начальной сюжетной точке наделены функцией Дон Кихота. В результате было установлено, что характер героя-сыщика не ограничивается только донкихотской активностью. Исследование показывает, что в зависимости от ситуации сыщик-Кихот трансформируется в плута / Санчо Пансу. В социальном конфликте с начальством или в процессе диалога с жертвой преступления сыщик начинает рефлектировать над происходящими в его жизни событиями. В свою очередь, многолетний процесс ежедневной рефлексии подталкивает сыщика к совершению ответственного, донкихотского поступка.

Источники

  1. Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики. М.: ЛексЭст, 2001.
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
  3. Бондарев А. П. Диалогическая поэтика: теория и история литературы: учебное пособие. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016.
  4. Бубер М. Диалог // Бубер М. Два образа веры / пер. с нем.; под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. М.: Республика, 1995.
  5. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. / под ред. и предисл. М. Лифшица; пер. Б. Г. Столпнера. М.: Искусство, 1969. Т. 2.
  6. Гейне Г. Введение к «Дон Кихоту» // Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский: с прибавлением «Лжекихота» Авельянеды: пер. «Дон Кихота» по изд. «Academia» 1929-1932 гг. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова, посвящ. памяти проф. Д. К. Петрова: в 2-х т. / подгот. Н. И. Балашов. М.: Наука, 2003. Т. 1.
  7. Долбилова Е. В. Маркемный анализ романа М. Сервантеса «Дон Кихот»: статика и динамика // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 1.
  8. Ишимбаева Г. Г., Ленкова Н. Р. Нарративные стратегии Сервантеса в романе «Дон Кихот» // Вестник Башкирского университета. Филология и искусствоведение. 2019. Т. 24. № 3.
  9. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксмо, 2008.
  10. Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт: Корвина, 1989.
  11. Манн Т. Путешествие по морю с Дон Кихотом // Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский: с прибавлением «Лжекихота» Авельянеды: пер. «Дон Кихота» по изд. «Academia» 1929-1932 гг. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова, посвящ. памяти проф. Д. К. Петрова: в 2-х т. / подгот. Н. И. Балашов. М.: Наука, 2003. Т. 1.
  12. Мережковский Д. С. Вечные спутники: портреты из всемирной литературы / изд. подгот. Е. А. Андрущенко. СПб.: Наука, 2007.
  13. Меркулова К. Р. Аргентинская и американская экранизации романа Э. Сачери «Вопрос в их глазах» как формы адаптации оригинала: дипломная работа бакалавра. М., 2018.
  14. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». М.: Грюндриссе, 2016.
  15. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот // Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский: с прибавлением «Лжекихота» Авельянеды: пер. «Дон Кихота» по изд. «Academia» 1929-1932 гг. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова, посвящ. памяти проф. Д. К. Петрова: в 2-х т. / подгот. Н. И. Балашов. М.: Наука, 2003. Т. 1.
  16. Унамуно М. де. Глоссы к «Дон Кихоту»: основа кихотизма // Унамуно М. де. Житие Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу Сааведре, объясненное и комментированное Мигелем де Унамуно / изд. подгот. К. С. Корконосенко. СПб.: Наука, 2002a.
  17. Унамуно М. де. Глоссы к «Дон Кихоту»: причина кихотизма // Унамуно М. де. Житие Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу Сааведре, объясненное и комментированное Мигелем де Унамуно / изд. подгот. К. С. Корконосенко. СПб.: Наука, 2002b.
  18. Унамуно М. де. Рыцарь Печального Образа // Унамуно М. де. Житие Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу Сааведре, объясненное и комментированное Мигелем де Унамуно / изд. подгот. К. С. Корконосенко. СПб.: Наука, 2002c.
  19. Федосова О. В. Образ Дон Кихота в испанской национальной картине мира // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки. 2018. № 10 (133).
  20. Цуканов Е. А. Дон Кихот многоликий: противоборство двух образов героя в современном информационном поле // Наука. Искусство. Культура. 2023. Вып. 1 (37).
  21. Цуканов Е. А. Мир в руках «благородных» рыцарей: гностический краш-тест от Дон Кихота Ламанчского // Art Logos. 2022. № 4.
  22. Шеллинг Ф. В. Й. фон. Философия искусства / пер. с нем. П. С. Попова; примеч. А. В. Михайлова; вступит. ст. А. В. Маркова. М.: РИПОЛ классик, 2020.
  23. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  24. Laverde Román A. El secreto de sus ojos: del clásico al. postclásico: Análisis desde la Teoría del Relato. Tesis doctoral. Madrid, 2018.

Информация об авторах

Варёшин Никита Владимирович

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 июня 2024.
  • Опубликована: 22 июля 2024.

Ключевые слова

  • Э. Сачери
  • М. де Сервантес
  • Дон Кихот и Санчо Панса
  • детективные ипостаси литературного персонажа
  • рефлексия сыщика-человека
  • E. Sacheri
  • M. de Cervantes
  • Don Quixote and Sancho Panza
  • detective hypostases of a literary character
  • reflection of a human detective

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)