• Научная статья
  • 19 мая 2025
  • Открытый доступ

Эмотивные функции цветообозначений в пейзажных зарисовках М. А. Волошина

Аннотация

Цель исследования – выявить эмотивные функции цветовой лексики в пейзажных поэтических зарисовках М. Волошина, изобразившего крымскую землю в акварелях и надписях к ним. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые на материале пейзажной лирики М. А. Волошина рассматривается состав цветообозначений в текстах поэта, выявляются их доминанты, определяются тематические группы и посредством проведённого эксперимента устанавливаются ассоциативные связи, вызываемые у читателей сочетанием в текстах поэта колоративов и эмотивов. Отмечено, что выраженные грамматическими формами прилагательных (в том числе сложных), существительных и глаголов, колоративы могут быть прямыми наименованиями цвета или метафорами с цветовым значением, которые нередко сопрягаются в тексте с различными наименованиями чувств и в совокупности с ними выполняют эмотивную функцию. В работе представлен ассоциативно-семантический эксперимент, впервые проведённый среди студентов-филологов с целью выявления у анкетируемых ассоциативной связи наименований цвета и эмоций в поэтических строках М. Волошина. Результаты текстового анализа миниатюр и эксперимента подтвердили значительную роль цветообозначений в передаче эмотивной информации в стихотворных пейзажах поэта.

Источники

  1. Алимпиева Р. В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы: на материале прилагательных-цветообозначений русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  2. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 11.
  3. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
  4. Барановский П. С. Лексикографическое описание поэтической системы Бориса Рыжего: квантитативный аспект: дисс. … к. филол. н. Калининград, 2024.
  5. Воробьёва Е. Ю. Цветовое восприятие как средство эмоционального воздействия // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. № 3 (43).
  6. Гёте И. В. Учение о цвете. М.: Изд-во АСТ, 2021.
  7. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: избранные труды. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977.
  8. Иванченко С. А. Поэтическая картина мира М. А. Волошина и её отражение в слове: дисс. … к. филол. н. Томск, 2024.
  9. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011.
  10. Кондрашова О. В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект). Краснодар, 1998.
  11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
  12. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  13. Таран С. В. Функциональная роль минералогической лексики в идиостиле М. Волошина: дисс. … к. филол. н. Калининград, 2005.
  14. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987.
  15. Шкуркина Ю. А. Принципы формирования ЛСГ цветообозначений в поэтическом языке // Семантические единицы русского языка в диахронии и синхронии: сборник научных трудов. Калининград, 2000.
  16. Aristotle. De coloribus // The Works of Aristotle: in 12 vols. / translated into English under the editorship of W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1913. Vol. VI.

Информация об авторах

Зубченко Виолетта Вадимовна

к. филол. н.

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 апреля 2025.
  • Опубликована: 19 мая 2025.

Ключевые слова

  • цветообозначения (колоративы)
  • эмоционально окрашенная лексика (эмотивы)
  • поэтический текст
  • пейзажная лирика
  • М. А. Волошин
  • colour terms
  • emotionally charged vocabulary (emotives)
  • poetic text
  • landscape poetry
  • M. A. Voloshin

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)