• Original research article
  • December 28, 2018
  • Open access

FRAME-BASED MODELLING OF LEXICAL-WORD-FORMATIVE CLUSTERS WITH THE TOPS EYE, NOSE, MOUTH, EAR

Abstract

The article examines the methodology of the frame-based modelling of the Russian lexical-word-formative clusters. The objects for modelling are the clusters with the tops - somatic names ( eye, nose, mouth, ear ). This methodology promotes identifying deeper structures, which form the basis of derivative layers (slots, propositional schemes, propositions). Such an approach allows the author to discover how secondary elements are arranged in clusters, to identify the relations of derivative lexical-word-formative meanings within the cluster and to establish relations between clusters, which are different but similar in their formal-semantic arrangement.

References

  1. Вакк Ф. О соматической фразеологии в современном эстонском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. Таллин, 1964. 24 с.
  2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
  3. Евсеева И. В. Когнитивное моделирование словообразовательной системы русского языка (на материале комплексных единиц): дисс. … д. филол. н. Кемерово, 2012. 430 с.
  4. Евсеева И. В. Фреймовая организация комплексных единиц словообразовательной системы // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2011. Т. 4. Вып. 4. С. 163-172.
  5. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
  6. Красивые девушки с большим носом [Электронный ресурс]. URL: http://missanna.ru/sledim-za-figuroy/problema-lishnego-vesa/krasivyie-devushki-s-bolshim-nosom.html (дата обращения: 15.10.2018).
  7. Крейдлин Г. Е. Тело в диалоге: семантическая концептуализация тела (итоги проекта). Часть 1. Тело и другие соматические объекты // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (2010) (г. Бекасово, 26-30 мая 2010 г.). М.: Изд-во РГГУ, 2010. Вып. 9 (16). С. 226-234.
  8. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
  9. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
  10. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 15.10.2018).
  11. Пономарева Е. А. Фреймовое моделирование лексико-словообразовательных гнезд с вершинами - именами соматических объектов (на материале русского языка): дисс. … к. филол. н. Красноярск, 2017. 212 с.
  12. Похудела. Оцените результат [Электронный ресурс]. URL: http://www.woman.ru/health/diets/thread/4879604/ (дата обращения: 15.10.2018).
  13. Словарь русских народных говоров [Электронный ресурс]. URL: https://iling.spb.ru/vocabula/srng/srng.html (дата обращения: 10.10.2018).
  14. Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти т. / под ред. В. И. Чернышева. М.: АН СССР, Институт русского языка, 1948-1965.
  15. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М.: Рус. яз., 1985. Т. 1. Словообразовательные гнезда. А - П. 856 с.
  16. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М.: Рус. яз., 1985. Т. 2. Словообразовательные гнезда. Р - Я. 886 с.
  17. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2007. 1175 с.

Author information

Ekaterina Aleksandrovna Ponomareva

Siberian Federal University

About this article

Publication history

  • Received: October 19, 2018.
  • Published: December 28, 2018.

Keywords

  • лексико-словообразовательное гнездо
  • соматизм
  • фрейм
  • слот
  • пропозиция
  • пропозициональная схема
  • lexico-word-formative cluster
  • somatism
  • frame
  • slot
  • proposition
  • propositional scheme

Copyright

© 2018 The Author(s)
© 2018 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)