ONOMASTIC COMPONENT OF THE MODERN NORMATIVE SCIENTIFIC MACRO-TEXT “THE RUSSIAN LANGUAGE” IN SYNCHRONY
Abstract
The article examines a basic unit of the Russian linguistic personality’s normative scientific worldview - a proper name. The author focuses on analysing an onomastic component of the normative scientific macro-text of the modern Russian language textbooks, which is considered as an onomastic field containing a nucleus, medium and periphery. The nucleus of an onomastic field is anthropocentric by nature. The paper identifies the role and place of proper names in the mentioned normative scientific worldview fragment as a means of forming the Russian linguistic personality and characterizing its mental peculiarities.
References
- Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. Изд-е 5-е, стереотип. М.: Дрофа, 2008. 447 с.
- Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. Изд-е 2-е. М.: Дрофа, 1998. 432 с.
- Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: сборник заданий. 6-7 классы: пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». Изд-е 3-е, стереотип. М.: Дрофа, 2001. 320 с.
- Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: сборник заданий. 8-9 классы: пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». Изд-е 2-е, стереотип. М.: Дрофа, 2000. 272 с.
- Бабайцева В. В., Глазков А. В., Дубровина М. В. и др. Русский язык: сборник заданий. 5 класс: пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». Изд-е 4-е, стереотип. М.: Дрофа, 2002. 320 с.
- Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 17-е, перераб. М.: Просвещение, 1995. 191 с.
- Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. и др. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 17-е, перераб. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
- Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. и др. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 17-е, перераб. М.: Просвещение, 1994. 144 с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
- Голубничая А. В. О типах нормативно-научных текстов учебников русского языка и их ономастическом наполнении // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3 (26). С. 219-221.
- Ильина А. М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: дисс. … к. пед. н. Смоленск, 2008. 418 с.
- Козлов Н. И. Структура личности [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/struktura-lichnosti (дата обращения: 15.03.2019).
- Кургузова Е. В. Имена собственные немецкой культуры в историческом фрагменте нормативно-научной картины мира: дисс. … к. филол. н. Смоленск, 2009. 234 с.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 20-е, перераб. М.: Просвещение, 1992. 319 с.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 21-е, перераб. М.: Просвещение, 1999. 223 с.
- Максимчук Н. А. Нормативно-научная картина русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении: монография: в 2-х ч. Смоленск: Издательство СГПУ, 2002. Ч. 1. 184 с.
- Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007. 207 с.
- Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 9-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003. 304 с.
- Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 6-е, стереотип. М.: Дрофа, 2002. 368 с.
- Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 7-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003. 320 с.
- Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 6-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003. 272 с.
- Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 6-е, стереотип. М.: Дрофа, 2004. 272 с.
- Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: автореф. дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2000. 76 с.
Author information
About this article
Publication history
- Received: July 29, 2019.
- Published: October 20, 2019.
Keywords
- нормативно-научная картина мира русской языковой личности
- нормативно-научный макротекст учебников русского языка
- имя собственное (оним)
- ономастическое поле
- ядро ономастического поля
- ономастический фон
- normative scientific worldview of the Russian linguistic personality
- normative scientific macro-text of the Russian textbooks
- proper name (onym)
- onomastic field
- nucleus of onomastic field
- onomastic background
Copyright
© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC